Преподобный Савва перед своей кончиной предсказал братии,
что настанет день, когда Лавру посетит царственный паломник
из Сербии по имени Савва, и благословил передать ему
эту икону.
Через семь столетий в Лавру прибыл некий богомолец из
Сербии; когда он приблизился к мощам преподобного Саввы
Освященного, посох святого, хранившийся около гробницы,
упал к его ногам, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая
до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась…
Иноки монастыря, узнав, что перед ними архиепископ Сербский
Савва, вручили ему посох преподобного и две иконы Божией
Матери: "Млекопитательницу" и "Троеручицу".
Святитель
Савва привёз икону "Млекопитательница" на
гору Афон, где поставил её в церкви Святого Саввы Освященного
при Карейской келии, принадлежащей сербскому Хилендарскому
монастырю.
В церкви при Карейской келии, названной впоследствии
Типикарницею, так как в ней и находился Типик (особый
устав, ставший образцовым для сербского скитского монашества)
святителя Саввы, и была поставлена "Млекопитательница".
Удивительно, но икону Божией Матери установили здесь
не по левую сторону от царских врат, а по правую, где
располагают обыкновенно иконы Спасителя и Пресвятой
Троицы…
Обретение первой российской (Крестогорской) "Млекопитательницы"
относят к 1650 г.
Она была обнаружена на высоком дереве в урочище Крестогорск
в 20 верстах от Минска.
На месте ее явления был построен храм в честь Успения
Пресвятой Богородицы, в котором она и была помещена
над царскими вратами.
В середине XIX в. прославился еще один список "Млекопитательницы",
привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на
Афоне Игнатием.
Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был
благословлен в путь этой иконой.
В Харькове от нее было явлено первое чудо - у столяра,
поправлявшего киот иконы без должного благоговения,
отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа
принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало
и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве…
На отдельных списках иконы "Млекопитательница"
могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе
слова тропаря: "Радуйся,
Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа,
яко Младенца, питавшая!".
Празднование в честь иконы совершается в тот же день,
что и святителя Саввы.
* * *
Икона "Млекопитательница" может быть отнесена
к иконографическому типу "Умиление".
В отличие от католических Мадонн, в православной традиции
лишь на этой иконе Матерь Божия изображается кормящей
грудью Младенца Христа.
Такая деталь - не только интимная подробность данного
иконографического варианта, но она раскрывает новый
мистический аспект образа Богородицы.
Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души,
так же и Бог кормит нас "чистым словесным молоком"
Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили
от пищи молочной к твёрдой (Евр. 5.12).