Но есть и ещё одна Сербия: как реальность мистическая,
как духовное пространство, как нераздельное сообщество
святых, просиявших в своей благословенной земле.
Во времени ли или вне времени существует эта "другая
Сербия", сказать непросто.
Она, как Святая Русь или как "страна святых чудес"
Европа, принадлежит одновременно двум мирам - миру событийной
истории и миру неземного постоянства, царству нестареющей
вечности.
Как говорил один русский философ, национальная идея
каждого народа заключается не в том, что нация думает
о себе во времени, а в том, что Бог думает о ней в вечности.
А в вечности Сербию представляет святой Савва,
ангел-хранитель сербского народа, драгоценное сокровище
его христианской истории, почитаемый сербами не меньше,
чем преподобный Сергий Радонежский или преподобный Серафим
Саровский почитаемы на Руси.
Имя св. Саввы знакомо всякому сербу, в его честь освящены
десятки храмов и монастырей Сербской Православной Церкви
как на его Родине, так и в заграничных землях.
В
1999 году, когда натовская авиация бомбила сербские
города, два Патриарха - Сербский Павел и приехавший
в гости в этот трудный момент со словом ободрения и
поддержки Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
- освятили в Белграде новый кафедральный собор, ставший
самым большим православным храмом мира.
Никто не был удивлён тем, что и этот новый собор также
носит имя св. Саввы Сербского.
Всё самое значительное в жизни и в истории православной
Сербии происходит с именем и, как верят сербы, под водительством
их небесного покровителя.
По свидетельству жития св. Саввы, которое было любимым
чтением и своего рода национальным христианским букварем
для многих поколений сербов, святой родился в 1169 г.
Он был именитым младенцем.
Его отец - князь Стефан Немань, брат Стефана I Первовенчанного,
прославленного сербского государя. Но не только ребёнком
княжеского рода был св. Савва (до монашеского пострига
Растко), он был вымоленным ребёнком, чудом, родившимся
у неплодных родителей, и, как часто это бывало в христианской
истории (пророк Самуил, Иоанн Креститель, Приснодева
Мария были вымоленными у Бога детьми), именно поэтому
оказался особенным, богоизбранным.
Отказавшись в своё время от одного из путей христианской
жизни - вступления в брак, св. Савва помышлял о пути
монашеском.
Однажды
во время княжеской охоты св. Савва скрылся от сопровождавших
его слуг и бежал на Святую Гору Афон, о подвижниках
которой много читал в детстве и юности.
Вскоре отец св. Саввы послал за ним своих слуг. Слуги,
получившие повеление попытаться возвратить сына в отеческий
дом, придя в один из афонских храмов ко всенощной, уснули,
утомлённые долгой дорогой.
В это самое время совершился монашеский постриг св.
Саввы.
В этой, сохранившейся до XXI века башне, в верхней
части которой находится церковь, и был пострижен в монахи
будущий святитель.
Отказавшись вернуться домой, св. Савва передал родителям
письмо, в котором убеждал их последовать его примеру
и принять монашество.
Вскоре отец святого Стефан, передав престол, был пострижен
с именем Симеона; поступила в монастырь и мать св. Саввы
Анна.
Впоследствии отец св. Стефан-Симеон был прославлен во
святых, а его сын Савва обрел его св. мощи и окружил
их большим почитанием.
Длительное
время св. Савва пребывал в затворе в Карее, а затем
возобновил монашескую жизнь в Хиландарском монастыре
на Афоне, остающемся и поныне главным центром и
святыней сербского монашества.
Из Хиландаря св. Савва был призван вернуться в Сербию,
где стал игуменом монастырей в Студенице и в Жиче.
Оба монастыря сыграли в сербской истории не меньшую
роль, чем Троице-Сергиева лавра в истории России. Св.
Савва составил устав для всех трех монастырей, в которых
был игуменом.
В 1219 г. св. Савва становится архиепископом Сербским,
убедив Константинопольского Патриарха и византийского
императора в необходимости учреждения в Сербии отдельной
архиепископии.
Свою епископскую кафедру св. Савва основал в Жиче, при
нём были созданы восемь епархий, епископами которых
стали ученики св. Саввы, во множестве распространившиеся
по всей Сербии (снова мы видим сходство с русской церковной
историей: ученики преподобного Сергия Радонежского в
XIV-XV вв. основали десятки монастырей по всей Руси,
а некоторые из них стали епископами Русской Церкви).
Архиепископ Сербский Савва много заботился об укреплении
Сербской Церкви и государственности.
Он лично венчал на королевский престол своего брата
Стефана.
Не чуждым св. Савве оказалось и служение миротворца:
он пытался найти возможность достичь мира с дунайскими
соседями сербов, в особенности с венграми, неоднократно
угрожавшими рубежам Сербского королевства.
Особое попечение св. Савва проявлял об утверждении в
жизни сербов начал христианской семейной нравственности.
Святитель полагал, что крепкая христианская семья и
доброе воспитание детей в духе церковного благочестия
- основа внешнего могущества и, конечно, духовной силы
государства.
В 1233 г. св. Савва оставил сербский первосвятительский
престол, на который был возведён его ученик епископ
Арсений. Сам же св. Савва отправился в путешествие на
Восток.
Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет
и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с
великими подвижниками, собирая священные останки святых,
святитель окончил свое
странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника
царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу
Господу (+ 1237).
Мощи его были перенесены на Родину, в Печский монастырь,
но в 1595 г. были сожжены турками в Белграде.