Вероятно, многие из вас видели новогоднюю аллегорическую
картинку: дряхлый старец уходит куда-то, оглядываясь на жизнерадостного,
смеющегося малютку, который появился на месте его и как бы прогнал,
вытеснил его.
Это Новый Год сменяет старый Год, - это тот самый момент, когда
часы бьют двенадцать, когда люди торопливо и как бы нехотя оглядываясь
назад, спешат в манящее, загадочное будущее, желая друг другу
нового счастья…
Прошлое обветшало, задёргивается завесою забвения, - будущее
манит и улыбается…
Я для того напоминаю вам это полуночное настроение и эту аллегорическую
картину, чтобы затем обратить ваше внимание на икону Сретения
Господня, которой мы поклоняемся сегодня…
Эта икона - не аллегорическая или иносказательная картина, она
изображает историческое событие из жизни Христа, но это событие
имеет такой глубокий, таинственный смысл, что нам необходимо
настроиться на полуночный лад, разбудить в себе ночное созна-ние,
чтобы лучше почувствовать и осознать смысл этого Сретения…
Ведь вы, конечно, знаете, что если наша душа бодрствует в ночной
тиши, то она сосредотачивается, она живет более чутко и напряжённо,
она гораздо способнее воспринимать все таинственное, чем днём,
когда сознание притупляется от множества внешних впечатлений
и рассеивается.
Так вот - если вам понятен немудрёный смысл новогодней аллегорической
картины и памятно ваше настроение при встрече Нового года, то
может быть и теперь при взгляде на икону Сретения, вы поймете,
о чем можно говорить и думать в нынешний день.
Не даром святой евангелист Лука повествует так подробно о старце
Симеоне, о том, как он встретил и принял в свои объятия Богомладенца
Христа.
Ведь это не случайная встреча …
Вероятно, многие встречали на улицах Иерусалима руконосимого
младенца Иисуса, но однако только один Симеон принял Его в объятия
и оказался Богоприимцем.
Может быть, вам знакома глубоко верная мысль, что не общество
или среда определяет и характеризует личность гения, высокоодаренного
человека, но наоборот, сама личность гения характеризует, определяет
общество и даже влияет на него.
Вы знаете, что историческая жизнь собственно создается не народами,
не толпой, но лучшими сынами из народа, гениями - героями, которые
творят историю и обнаруживают в своем творчестве, в своих подвигах,
насколько велик, могуч, жизнеспособен и духовен народ, породивший
своего гения.
Если мы перенесёмся в область чисто духовной культуры, в область
истории религии, то, конечно, мы скажем, что в этой области
тоже есть гении, что эти гении наиболее ценны для человечества,
потому что их гениальность называется святостью, потому что
только в их подвигах отдельные люди и целые народы видят и сознают
идеальную высоту своего человеческого и национального назначения.
Вот и старец Симеон…
Это не простой религиозный еврей, это религиозный гений, муж
праведный и благочестивый, в нем Дух Святый, он святой и потому
- пророчествует вдохновенно.
Ветхозаветная праведность - эта духовная культура еврейского
народа - дожила до Христа, мало того, она породила целый ряд
религиозных гениев: это Мария - Богоматерь, Симеон - Богоприимец,
Иоанн Предтеча и другие…
Но среди них именно Симеон является олицетво-рением всего Ветхого
Завета.
Богоматерь рождена Ветхим Заветом, но с Неё уже начинается Новый
Завет, Креститель Иоанн рожден в Ветхом Завете, но он имел особое
назначение - готовить путь Завету Новому; но старец Симеон -
весь в Ветхом Завете, он только дожил до Христа, чтобы увидеть
Его, явить Ему свою святую веру и заключить Его в свои объятия,
он не может жить дольше и молится Христу:
"Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко…" и уходит в
вечность, - а с ним уходит и Ветхий Завет и Закон.
Конец закона - Христос.
Ветхозаветное человечество и, в частности, народ еврейский,
завершило свой духовный путь Богоприимства в лице Симеона, своего,
можно сказать, типичного представителя.
Сретение Господне - это момент встречи и разлуки двух Заветов
- Ветхого и Нового.
Так было в Иерусалиме - 1918 лет тому назад, так явил себя национальный
гений народа еврейского, и как бы ни была велика бездна его
падения в дальнейшей истории, апостол предсказал, что остаток
народа Божия спасётся.
Было и ещё Сретение Господне.
В 988 году крестилась Русь, приняв Христа в объятия своего сердца.
И крепко держала Русь Христа в своих объятиях, и дивные святые
просияли во всей русской земле.
Крепла и величалась Россия, и потому что жива была в ней её
душа - Святая Русь.
И радовались русские люди в простоте сердца, что жива в них
христианская душа, и верили лучшие из них, что Христос есть
- самая сущность жизни русского народа, - и нельзя было не верить,
когда на нас постоянно смотрели ласковые лики преподобных Антония
и Феодосия, Сергия и Серафима и многих других святых наших,
когда постоянно чувствовалась в народе живая связь с их подвигами,
с их святыми мощами и жилищами.
Но вот настали лютые времена.
Тёмные силы ополчились на нашу несчастную родину и устами злых
и чуждых нам людей опоганили, осквернили душу народную, сатанинской
ложью омрачили народный разум - и вот хотят, наконец, вырвать
Христа из объятий народа Богоносца.
Священномученик Василий Надеждин
родился в 1895 году в Москве в семье служащего
Дворцового управления Федора Алексеевича, который долгие годы
был старостой Покровской церкви.
Несколько поколений его предков служили диаконами, псаломщиками
в храме.
Окончив
Заиконоспасское духовное училище, Московскую Духовную Семинарию
и Академию, он был рукоположен в 1921 году во иерея к церкви
во имя святителя и чудотворца Николая у Соломенной Сторожки.
Никольский храм, единственное место священнического служения
отца Василия до дня его ареста в 1929 году, был построен усердием
офицеров расквартированной в Петровско-Разумовском 675-й пешей
тульской дружины и освящен еп. Можайским Димитрием (Добросердовым)
в 1916 году.
Служения и проповеди отца Василия, активная пастырская деятельность
не остались незамеченными гонителями Церкви. 28 октября 1929
года отец Василий, к тому времени уже болевший туберкулёзом,
был арестован и помещён в Бутырскую тюрьму.
На вопросы следствия о посещающей его молодежи батюшка ответил:
"…я читал им иногда на темы по истории Церкви выдержки
из церковных писателей Болотова и Лебедева, читал им некоторые
подлинники сочинений церковных писателей (Василия Великого,
Григория Богослова).
Специальных вопросов по поводу существующего социального порядка
и по поводу отдельных моментов взаимоотношения Церкви и государства,
равно и чисто политических вопросов, мы никогда не обсуждали.
Когда у нас затрагивался вопрос об исповедничестве, то есть
о возможности примирения верующих с окружающими условиями,
то здесь я проводил такую точку зрения: есть пределы (для
каждого различные), в которых каждый христианин может примиряться
с окружающей его нехристианской действительностью; при нарушении
этих пределов он должен уже примириться с возможностью и неприятных
для него лично изменений условий его жизни, иначе он не есть
христианин.
Христианином надо быть не только по имени..."
В Бутырской тюрьме отец Василий встретился с отцом Сергием
Мечевым, которого хорошо знал; их беседа продолжалась несколько
часов и была очень значительной для обоих.
По приговору Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 20 ноября
1929 года священник Василий Надеждин был отправлен в Соловецкий
лагерь особого назначения, но, ввиду того, что навигация была
уже закрыта, оставлен до весны в Кеми.
В лагере отец Василий заболел сыпным тифом.
В санчасти ему сделали укол и внесли инфекцию, началась гангрена.
Перед своей кончиной, последовавшей 19 февраля 1930 года,
отец Василий сподобился принятия Святых Христовых Таин.
Последние слова его были:
"Господи, спаси благочестивыя и услыши ны".
Священномученик Василий Надеждин- один из
многочисленных святых
Собора новомучеников и исповедников Российских,
память которых празднуется 13 февраля.