Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 104 февраль 2011 г. >> Слово на Сретение Господне (сказано сщмч. Василием Надеждиным)

Слово на Сретение Господне (сказано сщмч. Василием Надеждиным)

Сретение Господне
Читайте также:

Слово на Сретение Господне

Сказано сщмч. Василием Надеждиным в храме
Покрова Пресвятой Богородицы,
находившемся
в Москве в Большом Левшинском переулке -
1918 год

Вероятно, многие из вас видели новогоднюю аллегорическую картинку: дряхлый старец уходит куда-то, оглядываясь на жизнерадостного, смеющегося малютку, который появился на месте его и как бы прогнал, вытеснил его.
Это Новый Год сменяет старый Год, - это тот самый момент, когда часы бьют двенадцать, когда люди торопливо и как бы нехотя оглядываясь назад, спешат в манящее, загадочное будущее, желая друг другу нового счастья…

Прошлое обветшало, задёргивается завесою забвения, - будущее манит и улыбается…

Я для того напоминаю вам это полуночное настроение и эту аллегорическую картину, чтобы затем обратить ваше внимание на икону Сретения Господня, которой мы поклоняемся сегодня…

Эта икона - не аллегорическая или иносказательная картина, она изображает историческое событие из жизни Христа, но это событие имеет такой глубокий, таинственный смысл, что нам необходимо настроиться на полуночный лад, разбудить в себе ночное созна-ние, чтобы лучше почувствовать и осознать смысл этого Сретения…
Ведь вы, конечно, знаете, что если наша душа бодрствует в ночной тиши, то она сосредотачивается, она живет более чутко и напряжённо, она гораздо способнее воспринимать все таинственное, чем днём, когда сознание притупляется от множества внешних впечатлений и рассеивается.

Так вот - если вам понятен немудрёный смысл новогодней аллегорической картины и памятно ваше настроение при встрече Нового года, то может быть и теперь при взгляде на икону Сретения, вы поймете, о чем можно говорить и думать в нынешний день.
Не даром святой евангелист Лука повествует так подробно о старце Симеоне, о том, как он встретил и принял в свои объятия Богомладенца Христа.
Ведь это не случайная встреча …
Вероятно, многие встречали на улицах Иерусалима руконосимого младенца Иисуса, но однако только один Симеон принял Его в объятия и оказался Богоприимцем.
Может быть, вам знакома глубоко верная мысль, что не общество или среда определяет и характеризует личность гения, высокоодаренного человека, но наоборот, сама личность гения характеризует, определяет общество и даже влияет на него.

Вы знаете, что историческая жизнь собственно создается не народами, не толпой, но лучшими сынами из народа, гениями - героями, которые творят историю и обнаруживают в своем творчестве, в своих подвигах, насколько велик, могуч, жизнеспособен и духовен народ, породивший своего гения.
Если мы перенесёмся в область чисто духовной культуры, в область истории религии, то, конечно, мы скажем, что в этой области тоже есть гении, что эти гении наиболее ценны для человечества, потому что их гениальность называется святостью, потому что только в их подвигах отдельные люди и целые народы видят и сознают идеальную высоту своего человеческого и национального назначения.
Вот и старец Симеон…
Это не простой религиозный еврей, это религиозный гений, муж праведный и благочестивый, в нем Дух Святый, он святой и потому - пророчествует вдохновенно.

Ветхозаветная праведность - эта духовная культура еврейского народа - дожила до Христа, мало того, она породила целый ряд религиозных гениев: это Мария - Богоматерь, Симеон - Богоприимец, Иоанн Предтеча и другие…
Но среди них именно Симеон является олицетво-рением всего Ветхого Завета.
Богоматерь рождена Ветхим Заветом, но с Неё уже начинается Новый Завет, Креститель Иоанн рожден в Ветхом Завете, но он имел особое назначение - готовить путь Завету Новому; но старец Симеон - весь в Ветхом Завете, он только дожил до Христа, чтобы увидеть Его, явить Ему свою святую веру и заключить Его в свои объятия, он не может жить дольше и молится Христу:
"Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко…" и уходит в вечность, - а с ним уходит и Ветхий Завет и Закон.
Конец закона - Христос.
Ветхозаветное человечество и, в частности, народ еврейский, завершило свой духовный путь Богоприимства в лице Симеона, своего, можно сказать, типичного представителя.

Сретение Господне - это момент встречи и разлуки двух Заветов - Ветхого и Нового.
Так было в Иерусалиме - 1918 лет тому назад, так явил себя национальный гений народа еврейского, и как бы ни была велика бездна его падения в дальнейшей истории, апостол предсказал, что остаток народа Божия спасётся.

Было и ещё Сретение Господне.
В 988 году крестилась Русь, приняв Христа в объятия своего сердца.
И крепко держала Русь Христа в своих объятиях, и дивные святые просияли во всей русской земле.
Крепла и величалась Россия, и потому что жива была в ней её душа - Святая Русь.
И радовались русские люди в простоте сердца, что жива в них христианская душа, и верили лучшие из них, что Христос есть - самая сущность жизни русского народа, - и нельзя было не верить, когда на нас постоянно смотрели ласковые лики преподобных Антония и Феодосия, Сергия и Серафима и многих других святых наших, когда постоянно чувствовалась в народе живая связь с их подвигами, с их святыми мощами и жилищами.
Но вот настали лютые времена.
Тёмные силы ополчились на нашу несчастную родину и устами злых и чуждых нам людей опоганили, осквернили душу народную, сатанинской ложью омрачили народный разум - и вот хотят, наконец, вырвать Христа из объятий народа Богоносца.

Священномученик Василий Надеждин родился в 1895 году в Москве в семье служащего Дворцового управления Федора Алексеевича, который долгие годы был старостой Покровской церкви.
Несколько поколений его предков служили диаконами, псаломщиками в храме.

Окончив Заиконоспасское духовное училище, Московскую Духовную Семинарию и Академию, он был рукоположен в 1921 году во иерея к церкви во имя святителя и чудотворца Николая у Соломенной Сторожки.
Никольский храм, единственное место священнического служения отца Василия до дня его ареста в 1929 году, был построен усердием офицеров расквартированной в Петровско-Разумовском 675-й пешей тульской дружины и освящен еп. Можайским Димитрием (Добросердовым) в 1916 году.

Служения и проповеди отца Василия, активная пастырская деятельность не остались незамеченными гонителями Церкви. 28 октября 1929 года отец Василий, к тому времени уже болевший туберкулёзом, был арестован и помещён в Бутырскую тюрьму.

На вопросы следствия о посещающей его молодежи батюшка ответил: "…я читал им иногда на темы по истории Церкви выдержки из церковных писателей Болотова и Лебедева, читал им некоторые подлинники сочинений церковных писателей (Василия Великого, Григория Богослова).
Специальных вопросов по поводу существующего социального порядка и по поводу отдельных моментов взаимоотношения Церкви и государства, равно и чисто политических вопросов, мы никогда не обсуждали.
Когда у нас затрагивался вопрос об исповедничестве, то есть о возможности примирения верующих с окружающими условиями, то здесь я проводил такую точку зрения: есть пределы (для каждого различные), в которых каждый христианин может примиряться с окружающей его нехристианской действительностью; при нарушении этих пределов он должен уже примириться с возможностью и неприятных для него лично изменений условий его жизни, иначе он не есть христианин.
Христианином надо быть не только по имени..."

В Бутырской тюрьме отец Василий встретился с отцом Сергием Мечевым, которого хорошо знал; их беседа продолжалась несколько часов и была очень значительной для обоих.

По приговору Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 20 ноября 1929 года священник Василий Надеждин был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, но, ввиду того, что навигация была уже закрыта, оставлен до весны в Кеми.

В лагере отец Василий заболел сыпным тифом.
В санчасти ему сделали укол и внесли инфекцию, началась гангрена.
Перед своей кончиной, последовавшей 19 февраля 1930 года, отец Василий сподобился принятия Святых Христовых Таин.

Последние слова его были:

"Господи, спаси благочестивыя и услыши ны".

Священномученик Василий Надеждин- один из многочисленных святых
Собора новомучеников и исповедников Российских,
память которых празднуется 13 февраля.

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 127