Тяжелы были для него первые годы его иноческой
жизни: он искал сосредоточенного молитвенного подвига, а ему
пришлось нести обязанности наместника митрополичьего дома, и
в жизнь его невольно вторгалась мирская суета шумного города.
Более соответствовала его аскетической настроенности жизнь в
пустынном Корсунском монастыре, куда его затем назначили настоятелем,
но его вскоре перевели в Киево-Выдубицкий монастырь, совершенно
разорённый войной.
Он его восстановил и благоустроил, но здесь ему пришлось перенести
немало незаслуженных огорчений.
Вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом
Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и
в мнимой переписке с изменниками России.
20 сентября 1668 года святому Феодосию пришлось давать объяснения
по этому делу.
17 ноября 1668 года клевета была обнаружена, и святой Феодосии,
вместе с другими игуменами, получил прощение. В это время святитель
проявил свою глубокую мудрость и иноческое смирение.
Архимандрит Феодосий ездил в Москву с игуменом Димитрием (свт.
Димитрий Ростовский) с важным церковным поручением.
Такие поручения давались лицам, способным к высшим должностям,
чтобы представить их царю и Патриарху.
В результате этой поездки южная и северная части Русской Церкви
после 200-летнего разделения были воссоединены.
А в 1691 г. архимандрит Феодосий - тогда уже настоятель Елецкого
Черниговского монастыря - был назначен по просьбе престарелого
архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) его помощником.
В эту вторую его поездку в Москву Патриарх Адриан, который весьма
его уважал, задержал его на два месяца для совместных бесед
и сослужения.
Архиепископа Лазаря святитель Димитрий Ростовский называл "великим
столпом Церкви"; таким образом, Черниговская епархия стала
сразу управляться двумя столпами Церкви - и другого такого случая
не назвать.
Отношения их, полные любви и доверия друг к другу, были отношениями
отца и сына.
Через два года архиепископ Лазарь умер, и святитель Феодосий
стал самостоятельным архипастырем Черниговской епархии.
Он тщательно подбирал себе сотрудников из лиц духовенства, усилил
его пастырскую и просветительскую деятельность, устраивал монастыри,
боролся с униатским влиянием и умел успокаивать горячие вспышки
своевольных казаков.
К бедным он был милосерден и сострадателен.
Предчувствуя свою близкую кончину, святитель Феодосий посвятил
иеромонаха Иоанна (Максимовича) в сан архимандрита, готовя в
нем достойного преемника себе.
Скончался святитель Феодосий 5 февраля 1696 г. и был погребён
в Черниговском Борисоглебском соборе.
Проявления благодати Божией по молитвенному предстательству
святителя Феодосия нередко сопровождались явлениями его во сне.
Начались они с исцеления преемника его по кафедре архиепископа
Иоанна (память его 23 июня).
В самый разгар болезни явился ему святитель Феодосий и сказал:
"Служи завтра - и будешь здоров".
К изумлению окружающих, преосвященный Иоанн велел отслужить
в покоях своих вечерню, прочитать для него правило и наутро
приготовить все для его служения в соборе, и на другой день,
совершенно здоровый, служил Божественную литургию.
"Иди в собор, отправь молебен - и будешь здоров",
- сказал святитель Феодосий во сне немому.
На другой день немой заговорил, а в портрете святителя узнал
своего исцелителя.
"Прощаю и разрешаю", - сказал он священнику, исповедовавшему
ему во сне грехи, и обещал ему исцеление больного сына, и на
другой же день младенец выздоровел.
"Ты не говела, это нехорошо, - сказал во сне святитель
Феодосий больной, молившейся ему Великим постом, - ты недостойна
будешь вкусить Пасху. Постарайся причаститься в Великую Субботу".
"Не плачь, я умолю Бога, и муж твой выздоровеет",
- сказал он другой женщине.
И муж её выздоровел.
Одним словом "успокойся" прекратил он нравственные
страдания одной больной.
Невозможно описать всех его чудес.
Святые мощи его были обретены нетленными в 1776 г.; новый гроб
соорудил ему в 1824 г. исцеленный им раскольник Горбунов, тут
же обратившийся в Православие.
Правильную запись его чудес начали в 1850 г.
Торжественное открытие мощей святителя Феодосия произошло 9
сентября 1896 г., причем было обследовано под присягой 49 случаев
исцелений.
Черниговские торжества собрали более 150 тысяч человек народу
и сопровождались многочисленными чудесами.
* * *
Перед
нами - истинный пастырь, умудрявшийся Духом Святым.
Но ещё и талантливый агиограф (агиография - описание житий
святых), дополнивший 12-томные Четьи-Минеи своего современника,
соотечественника и сомолитвенника свт. Димитрия Ростовского
чудотворца - этот труд называется "Избранные жития святых
по изложению Феодосия Черниговского (жития тех святых, которых
нет у свт. Димитрия Ростовского)".
Вот перечень житий и пояснений к тем или иным праздникам и
событиям, составленных святителем Феодосием в дополнение к
половине только одного месяца - января:
1-го числа, в сей день празднуем начало Нового года.
Преставление прав. Иулиании Лазаревской, Св. мученика Феогена,
Св. Феодоты, матери безсребренников и чудотворцев Козьмы и
Дамиана, Преп. Аммона, жившего в начале V века, Преп. Макария,
Память св. пророка Малахии, Память св. муч. Гордия, Страдание
св. Онуфрия, Св. Талиды и Тао-ры, Св. пророка Михея (1-го),
Св. преподобномуч. Романа, жившего в конце XVII столетия в
Карпе-ниси, в Море, Св. Домнины,
Святое Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,
Перенесение десныя руки Крестителя из Антиохии в Константинополь,
Преподобного Георгия Хозевита, Память св. Домники и Мавры,
Преподобного Григория Печерского,
Страдание св. Исидора и других с ним, Св. Григория, епископа
Болгарского, Свв. мучч. Иулиана и Василисы и прочих с ним,
Св. Григория Нисcкого, и сестры его Феозевии (Феозвы),
Преставление преп. Мартиниана Белозерского,
Память преп. Галактиона, Память св. Саввы, архиепископа Сербского,
Преп. Феодоры Александрийской, Преставление преп. Елеазара
Анзерского,
Память преп. Гавриила Лесновского и Прохора Пшинского…