Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 104 февраль 2011 г. >> 23 февраля - память святой благоверной княгини (преподобной) Анны Новгородской

23 февраля - память святой благоверной княгини (преподобной) Анны Новгородской

Святая благоверная княгиня (преподобная) Анна Новгородская
Читайте также:
Центр Киева: Софийский собор, улица Ирининская, Георгиевский переулок; Новгород Великий: Софийский собор, Юрьев монастырь…

Но какое отношение названия этих мест имеют к прп. Анне?

Святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного "всехристианнейшим королем".

В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение.
Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю.
Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием.
Исторические источники особо отмечают её ум, смелость, большое влияние на окружающих.

В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, "кто был достоин его дружбы" - великого князя Киевского Ярослава Мудрого (в крещении Георгий (Юрий), правил в 1019-1054).
В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога).
Православие Ингигерда приняла с именем Ирина.

Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах.
Однажды, когда возмутилась наёмная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредни-цей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа.
Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутораканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык - и уступил брату.

Большое влияние оказала Ирина на добрые отношения с северными странами Европы.
Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского.
Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и его права будут уважать.
Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки - и в этом заслуга великой княгини.


Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины - период высшего подъема Киевской Руси.
Храм Софии - Премудрости Божией. Ярослав замыслил устроить стольный Киев как "град Божий" - земное отражение Небесного Иерусалима (Откр. 2.10). Центром Киева стал храм Софии - Премудрости Божией.
Вход в град Премудрости Божией осуществлялся через Золотые Ворога, над которыми был воздвигнут храм Благовещения.
В 1046 г. греческая царевна Анна, выходя замуж за сына Ярослава и Ирины Всеволода, принесла в Киев чудотворную икону Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы) - благословение Пресвятой Богородицы Русскому государству.

Духовное значение этого образа для христианской Руси выражают слова акафиста Пресвятой Богородице: "Радуйся, Царствия нерушимая стено!"

Эта икона получила впоследствии имя "Смоленской".
В 1051 г. пришел в Киев с Афона преподобный Антоний Печерский - основатель Киево-Печерского монастыря.
Через него Божия Матерь благословила Киев как Свой Третий Вселенский Жребий.

Ярослав Мудрый стремился сделать Русь органичной частью вселенского христианства.
Храмы строились по всей Русской земле.
Греческие певцы научили русских православному церковному пению.
При Ярославе был составлен первый на Руси свод законов "Русская Правда", появилась "Кормчая" - перевод византийского Номоканона.
Ярослав собрал книги и рукописи, которые переводились с греческого на славянский.
Для распространения грамотности он повелел духовенству обучать детей, а в Новгороде устроил училище.

В кратчайший срок киевские книжники освоили громадные литературные богатства Византии.
Столь же стремительно происходило усвоение образцов византийского искусства - архитектуры, живописи.
Не менее важным для судьбы Руси стало вхождение в Кирилло - Мефодиевское наследство.
"Летит бо ныне словеньско племя", - так пророчески указал святой Кирилл рост значения славянских народов.
Из Болгарии, имевшей богатейшую христианскую литературу, Русь получила огромное количество книг, а главное - богослужебные книги на близком и понятном языке.
Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина ос-тавалась в Киеве, управляя делами.

Уже при жизни Ирина прославилась своей добродетелью и благочестием.
Святитель Иларион, митрополит Киевский († 1053 г., память 21 октября) в своем знаменитом "Слове о законе и благодати" пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру († 1015г., память 15 июля) - крестителю Руси: "Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!".

Ирина стала матерью семерых сыновей и трёх дочерей.
Особенно известны её сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский († 1042 г., память 4 октября), великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха).
Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья воспитывались в атмосфере "книжности".
Летописец со-общает, что Ярослав "насеях книжными словесы" сердца близких ему людей.
Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины.
Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна - французской, Мария - венгерской, Елизавета - норвежской.
Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы - святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им.

В 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Собор во имя Святой Софии Премудрости БожиейСофии Премудрости Божией.
В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна.
Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа.

Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1051 года и была погребена в Софийском соборе.
Вскоре рядом с ней упокоилось и тело её сына - Новгородского князя Владимира.

Почитание святой Анны и сына её святого Владимира было установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию († 1458 г., память 11 (24) марта) в 1439 году.
В связи с этим знамением была установлена соборная память Новгородских святителей, погребенных в соборе Святой Софии.
Преподобная Анна Новгородская положила начало соединению двух путей святости - святых благо-верных княгинь (цариц) и преподобных, т.е. деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига.

Древнерусский семейный быт был основан на строгом благочестии, исполнении ежедневного молит-венного правила, чтении Священного Писания, Псалтири, Житий святых, хождении в храм.
Семья - это, прежде всего, домашняя церковь.
Духовным идеалом верующих русских людей был образ монаха-подвижника.
И многие русские люди желали монашества, как увенчания жизненного пути.
Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак.
Монашеский постриг - обручение Небесному Жениху - стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы.
Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом.
Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни.
Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия.

Особенность пути преподобной Анны раскрывается в её происхождении.
Дочь иного народа трудится над созиданием Святой Руси, встаёт вместе со святой Ольгой в основании лествицы русской женской святости.
Преподобная Анна усвояет чужих как своих, не делая различия, созидая единство рода человече-ского. "Святой царицей Ириной" называли её в Северных странах - среди святых жен этих народов она возсияла первой и стала небесной покровительницей и молитвенницей за них.
Собор Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице)Софии Премудрости Божией.
В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с Так имя Ирина (мир), полученное Ингигердой в Православии, оказывается глубоким выражением её Духовного делания.

Другое имя, данное ей при постриге - Анна (благодать) - указывает на единственную силу, которая помогает человеку достичь святости - благодать Божию.
В 1991 г. городской музей возвратил Церкви мощи преподобной Анны Новгородской вместе с другой величайшей святыней Православия - чудотворной иконой Божией Матери "Знамение".

Празднование памяти киевской княгини Ирины - прп. Анны Новгородской совершается также в Соборе Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице).


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 4