Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 104 февраль 2011 г. >> 26 февраля – мясопустная суббота. О молитвенном поминовении усопших

26 февраля – мясопустная суббота. О молитвенном поминовении усопших

Архимандрит Кирилл (Павлов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38), - сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.


Возлюбленные во Христе братия и сестры!

Святая Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим - неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается.

Что мы видим умирающим?
Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю.
Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и мертвыми смертью не разрушается, а продолжает существовать.

На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времен Ветхозаветных, а особенно в Ново-заветное время - время Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям. Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих сродни-ков в местах блаженства.
К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство.
Усопшие единоверцы - наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя.
Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле.
Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает её и в вечный загробный мир.

Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную?
Каждому из нас желательно, чтобы по отшествии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас.
Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших.

Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2), - говорит Спаситель.
Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира.
Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитва-ми поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители.

Необходимы ли наши молитвы за усопших?
Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние.
Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников.
Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил.
Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем свое земное существование.
Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью?
Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение.
И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, - и он умирает со грехами.
Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами.
Сам он уже не может помочь себе никакими средствами.

Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасе-нии ко Господу.
Вот в такихто случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше, чем к живым.
Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок.
Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто ещё не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва.
Придет время, когда мы увидимся с ними.
Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву!
Они скажут: "Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя". И напротив: как горько будет услышать упрёк тому, кто не молился за умерших!
"Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя".

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке.
Молитва за усопших - это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему.

Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, - то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!

О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что существует общение с загробным миром, я приведу вам сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма нашей Русской Церкви.
В селе Лысогорка скончался батюшка.
На его место был прислан другой священник - молодой, который за первой же службой неожиданно скончался - прямо в алтаре.
Прислали ещё одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели "Отче наш" и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во всем облачении у Святого Престола мёртвым.
Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины её, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные жизни.
Слух об этом прошел по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход.
Согласие изъявил лишь один старец-инок.
"Мне всё равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит".
Во время службы, когда допели до "Отче наш", чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата.
Во время заприча-стного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт.
Этот силуэт выступал все резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.
Дрожа от страха, инок путал слова молитвы.
Но через некоторое время всё же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих.
Все поняли, что с ним случилось что-то неладное.
А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик.
По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались... поминальные записки.
Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время.
Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки.
В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки.
Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника появился снова.
Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со светлым, весёлым лицом и без цепей на руках и ногах.
После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез.
Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших приносят им пользу и облегчают их участь.
И не случайно мы говорим об этом именно сегодня.
Потому что сегодня Святая Церковь отме-чает особый день, называемый мясопустной родительской субботой, и собирает православных для совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных наших братиях, отошедших в жизнь вечную.
А завтра Святая Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие Господа и кончину мира.

Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду, Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и да очистится пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного.

Вознесём же, дорогие братия и сестры, молитву ко Христу Богу и от всего сердца возовем:
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)
4 марта 2005 года

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 15