Что мы видим умирающим?
Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в
землю.
Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек,
со всеми своими чувствами и со своей бессмертной душой, продолжает
жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно,
общение между живыми и мертвыми смертью не разрушается, а
продолжает существовать.
На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времен
Ветхозаветных, а особенно в Ново-заветное время - время Апостольское,
совершала и продолжает совершать поминовение и творить молитвы
по усопшим единоверным своим братиям. Святая Церковь, принося
ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому
и всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем
возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о
упокоении усопших своих сродни-ков в местах блаженства.
К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая
соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство.
Усопшие единоверцы - наши ближние, которых Бог приказывает
нам любить, как самих себя.
Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле.
Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами
земного бытия, а простирает её и в вечный загробный мир.
Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем
доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную?
Каждому из нас желательно, чтобы по отшествии нашем из сей
жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас.
Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших.
Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2), -
говорит Спаситель.
Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут
и люди по отхождении их из сего мира.
Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает
от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее
утешение ожидает того, кто своими молитва-ми поможет усопшему
ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских
темниц в светлые блаженные обители.
Необходимы ли наши молитвы за усопших?
Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние.
Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное
блаженство праведников, или вечное мучение грешников.
Известно также и то, что нет на земле человека, который бы
пожил и не согрешил.
Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во
грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем свое земное
существование.
Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние
перед смертью?
Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии
такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные
силы приходят в полное изнеможение.
И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить
своих проступков и раскаяться в них, - и он умирает со грехами.
Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся
никакого покаяния, также отходит со грехами.
Сам он уже не может помочь себе никакими средствами.
Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя
добрые дела и моля о своем спасе-нии ко Господу.
Вот в такихто случаях молитва за усопших весьма необходима
и доставляет им величайшее благодеяние.
Многих
наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце
не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше,
чем к живым.
Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира
в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был
особенно близок.
Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он,
отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше
небесную помощь; а тому, кто ещё не достиг оправдания, в облегчении
его загробной участи может очень помочь наша молитва.
Придет время, когда мы увидимся с ними.
Как же радостно будет услышать от них слово благодарности
за молитву!
Они скажут: "Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог
мне во время нужды моей. Благодарю тебя". И напротив:
как горько будет услышать упрёк тому, кто не молился за умерших!
"Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не
помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя".
Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по
очень опасной реке.
Молитва за усопших - это как бы спасательный канат, который
бросает человек утопающему ближнему.
Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности
и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся
к мирному пристанищу, - то какое бы сердце не поразилось и
не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких,
без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!
О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что
существует общение с загробным миром, я приведу вам сейчас
чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма нашей
Русской Церкви.
В селе Лысогорка скончался батюшка.
На его место был прислан другой священник - молодой, который
за первой же службой неожиданно скончался - прямо в алтаре.
Прислали ещё одного священника, но и с ним случилось то же
самое: в первый день его служения, после того, как пропели
"Отче наш" и причастный стих, батюшка очень долго
не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошел в алтарь,
то увидел священника, лежащего во всем облачении у Святого
Престола мёртвым.
Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная
причины её, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над
приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чем
неповинные жизни.
Слух об этом прошел по всей округе, и никто из священников
не решался идти на тот приход.
Согласие изъявил лишь один старец-инок.
"Мне всё равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую
и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит".
Во время службы, когда допели до "Отче наш", чувство
самосохранения все же заявило о своих правах, и старец распорядился,
чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата.
Во время заприча-стного стиха он увидел за Горним местом какой-то
силуэт.
Этот силуэт выступал все резче и резче, и вдруг за Престолом
выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который
был опутан по рукам и ногам цепями.
Дрожа от страха, инок путал слова молитвы.
Но через некоторое время всё же собрался с силами, укрепился
духом и вышел причащать верующих.
Все поняли, что с ним случилось что-то неладное.
А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал
на стоящий в алтаре ящик.
По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли
ящик, в котором оказались... поминальные записки.
Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные
записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время.
Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить
панихиды и прочитывать накопившиеся записки.
В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию
по душе усопшего батюшки.
Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника
появился снова.
Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый
раз, а со светлым, весёлым лицом и без цепей на руках и ногах.
После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых
Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез.
Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших приносят
им пользу и облегчают их участь.
И не случайно мы говорим об этом именно сегодня.
Потому что сегодня Святая Церковь отме-чает особый день, называемый
мясопустной родительской субботой, и собирает православных
для совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных
наших братиях, отошедших в жизнь вечную.
А завтра Святая Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие
Господа и кончину мира.
Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду, Святая
Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об усопших
наших сродниках, да простятся им все согрешения и да очистится
пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители
Отца Небесного.
Вознесём же, дорогие братия и сестры, молитву ко Христу Богу
и от всего сердца возовем:
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь,
ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
4 марта 2005 года