
|
|
Новогоднее паломничество
(31.12.10 - 2.01.11)
|
Преображенский храм
|
"Въ конецъ летъ своихъ многия труды положилъ
еси,
обитель Шамординскую убогимъ устрояя,
да сестры тоя обретутъ душевный покой и спасение..."
Возникновение
и жизнь младшей сестры Оптиной пустыни - Шамординской обители
связаны с именем преподобного
Амвросия Оптинского.
По его желанию и благословению и его неустанными трудами в
25 километрах от Оптиной пустыни на Калужской земле в 1881
году была устроена женская община с домовым храмом.
Шестью годами ранее земли при сельце Шамордино и Васильевское
по его же благословению приобрела монахиня Амвросия
(в миру Александра Николаевна Ключарева), о которой говорили:
"Что хромы, что слепы - все к ней".
Известный православный писатель Евгений Поселянин отмечал:
"В те дни как Шамордино отошло к Ключаревым, жил Божий
человек, именем Пахомий.
Он вел суровую жизнь, не был как другие, а юродствовал.
Отец Амвросий понимал его и чтил своим уважением. Пахомий
полюбил Шамордино и часто приходил сюда.
Его видели погруженного в странное занятие.
Он медленно, точно присматриваясь, ставил в разных сторонах
колышки, как бы отмеряя землю.
При этом иногда от него слыхали слова: "Здесь собор будет,
а здесь келии".
Отец Амвросий советовал: "Примечайте, примечайте, где
он колышки вбивает: так все и будет".
Потом Пахомий не раз говорил: "Сюда знать пойдет, здесь
княжны и графини жить будут".
Когда только был выстроен дом, и Пахомию стали объяснять,
где что будет, он все качал головой и на слова "Вот тут
- Верочкина спальня, тут кладовая" отвечал: "Нет,
тут ризница, а тут притвор".
Привели его тогда к склону холма, где стояла красивая беседка,
он промолвил: "Славная какая часовня стоит".
Впоследствии там, действительно, была выстроена часовня.
Окидывая взором все пространство Шамордина, Пахомий задумчиво
твердил: "Ишь галок-то сколько налетело, много их, много
- Лавра тут будет. А колокол какой звонкий - далеко его слышно".
Помощницей в устроении юной обители преподобный Амвросий избрал
свою преданную духовную дочь Софию Михайловну Болотову,
происходившую из древнего и благочестивого рода дворян Болотовых
Тульской губернии.
С детства она готовила себя на служение Господу, но в 30 лет
вышла замуж.
Овдовела через год и два месяца, а через три дня родила дочь.
Когда ей поднесли новорожденную, она сказала:
"Ты будешь девочка Божия, и никогда никаких материнских
прав я на тебя иметь не буду, но Сама Царица Небесная управит
тебя в жизни по воле Своей".
Став духовным чадом прп. Амвросия и открыв ему своё желание
принять монашество, она неожиданно получила благословение…
выйти замуж.
За человека пожилого, которого она не только не знала, но
никогда и не видела.
Находясь в смущении, София, тем не менее, покорилась и стала
женой козельского помещика Н. И. Астафьева, доброго хорошего
человека, но очень болезненного и с тяжелым характером.
Живя с ним из послушания преподобному Амвросию, София Михайловна
училась отречению от своей воли и смирению.
Николай Иванович имел слабое здоровье, часто болел, и она
заботливо ухаживала за ним с истинным христианским терпением,
считая своей священной обязанностью, чем только можно успокоить
и облегчить его страдания.
И
этот брак был недолгим. Николай Иванович Астафьев скончался
19 мая 1884 года.
После смерти мужа закончилось испытание, которое возложил
на Софию Михайловну батюшка Амвросий, и теперь она смогла
исполнить давнее желание посвятить свою жизнь служению Богу
в монашеском чине.
Оставив нежно любимую единственную девятилетнюю дочь на воспитание
ее крестной матери, она полностью посвятила себя служению
Господу, исполнив слова, сказанные Иисусом Христом: "кто
любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня".
(Мф. 10, 37).
Именно София Михайловна 14 октября 1884 года стала первой
настоятельницей молодой обители.
И деятельно, не жалея ни личных средств, ни своих небольших
физических сил, но ставя во главу любовь и милосердие, участвовала
в устроении её жизни: внутренней - молитвенной, церковной
и внешней - в строительстве, организации приютов для сирот,
больных, неимущих и т.д.
По завету прп. Амвросия, здесь и сейчас существует богадельня,
и отказа в приёме в монастырь быть не должно никому.
Вот как об этом писал епископ
Трифон (Туркестанов):
"…Вот, например, - подползает к старцу безногая, с уродливым
горбом, вся трясущаяся от болезни святого Витта.
Кроме обид, оскорблений - эта несчастная ничего не видала
от людей.
Понятно, почему в душе ее - раздражение, злоба против них.
Видя несчастную, старец изменяется в лице и посылает ее в
Шамордино.
Вот другая - на костылях, чахоточная, в лице ее кротость,
она терпеливо переносит свою участь, но ей негде жить, ее
отовсюду гонят, она никому ненужная, лишняя! - Старец поговорил
с ней, прослезился над ее страданиями, и посылает ее в Шамордино.
Вот приносят к нему детей, брошенных на произвол судьбы преступными
или несчастными родителями.
Бедные детки, покрытые грязными тряпками, иногда с золотушными
ранами на теле, протягивают к нему свои ручонки. И старец
отправляет их в Шамордино".
Очень быстро росла обитель: возводились храмы, необходимые
хозяйственные постройки.
Но не долго прожила мать София (ныне прославлена в преподобническом
лике местночтимых святых), в начале февраля 1888 года скончалась
в Оптиной пустыни.
А 23 октября 1891 г. великий старец упокоился в Шамордино.
В Шамордино по благословению прп. Амвросия была написана икона
"Спорительница хлебов".
Старец сам велел петь такой припев в акафисте:
"Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам,
недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое".
Первой милостью, излившейся от иконы "Спорительница
хлебов", стал прекрасный урожай на Шамординских полях
и в Калужских пределах в голодный для всей России 1892 год.
8
июля 1901 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери,
Шамординская община получила статус общежительного монастыря
и стала называться Казанской Амвросиевской женской пустынью.
А годом позже было закончено возведение величественнейшего
15-главого собора.
Накануне революции в обители было несколько сотен сестёр.
После закрытия обители в 1923 году все земли и угодья стали
собственностью колхоза, в бывших монастырских строениях расположились
различные советские учреждения: дом инвалидов, интернат для
беспризорников, школа.
Но без Божьего благословения и умелого управления огромное
хозяйство вскоре пришло в упадок.
3
мая 1990 года Святейший Патриарх Пимен подписал Указ о
возобновлении Шамординского монастыря.
15 мая обитель официально передали Русской Православной Церкви.
Со многими прославленными угодниками Божиими и с подвижниками
благочестия связан Шамординский монастырь, в том числе, из
новейшей его истории.
Так, сохранилась звонница, срубленная руками инока Трофима
- новомученика оптинского, убиенного в 1993 году в Пасхальное
утро.
Когда впервые попадаешь в Шамордино, поражает размах, размеры
этой обители: огромный корабль-собор (Казанский) плывёт тебе
навстречу алтарной частью-кормой; на одной оси с ним, через
переход - трапезная с дивными портретами настоятельниц, храм
прп. Амвросия Оптинского (первый в его честь); чуть поодаль
- храм "Живоносный источник", вход на монастырское
кладбище (одна из первых же могилок - монахини Марии Толстой
- родной сестры Льва Толстого), крутая деревянная лестница
к святому источнику; далеко справа от Казанского собора, разделённые
почти что лугом - келейные корпуса, богадельня с храмом "Утоли
моя печали"…
Летом всё утопает в цветах.
Дух захватывает, и когда взглянешь на просторную долину речки
Серень.
Её течение можно угадать по окаймляющим берега деревьям.
У
ворот обители - четыре могилы прежних настоятельниц.
Среди них - первой, схимонахини Софии (Болотовой), явившей
пример совершенного послушания старцу-духовнику и отречения
от своей воли.
Впрочем, размах и простор поражает, когда приезжаешь и во
второй, и в третий раз.
И всегда возникает мысль: "Раз преподобный велел строить
такие соборы, раз всё, возводимое здесь по его задумке, было
так "масштабно", значит, ещё должны они быть заполнены
монашествующими, верующими?"
И последнее.
Возрождённый монастырь стремится ни в чём не изменять жизнь,
заведенную в конце XIX века по благословению Старца.
Как ни сложно, но действует богадельня; возрождаются прежние
рукоделия (в том числе удивительные шитые бисером иконы);
как ни обременительно, но паломников здесь принимают во славу
Божию, что нынче встречается всё реже и реже; как ни непривычно,
особенно для нас, мирян, но богослужения совершаются по такому
же напряжённому дневному кругу.
Расписание богослужений в Шамордино в будние дни
3:00 |
молебен прп. Амвросию Оптинскому, утренние
молитвы, полунощница, утреня,
1-й час |
6:30 |
акафист дня, часы 3-й и 6-й, Божественная
Литургия |
18:00 |
9-й час, вечерня, малое повечерие с правилом |
|
По субботам в 9.00 совершается панихида
по усопшим |
Расписание богослужений в Шамордино в воскресные и праздничные
дни
в субботу вечером и накануне праздничных
дней |
15.00 |
малая вечерня, повечерие с правилом |
18.00 |
всенощное бдение |
утром в воскресные и праздничные дни |
3.00 |
утренние молитвы, полунощница,
3-й и 6-й час, ранняя Божественная Литургия |
6.00 |
утренние молитвы, полунощница, 3-й и 6-й
час, средняя Божественная Литургия |
8.00 |
утренние молитвы, 3-й и 6-й час, поздняя
Божественная Литургия |
Адрес обители:
Калужская область, Козельский р-н, п.Шамордино
Телефон: (48442)2-61-62
Для тех, кто желал бы узнать больше, но по каким-то причинам
не может совершить паломничество, предлагаем обратиться на
официальный сайт обители.
|