Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 104 февраль 2011 г. >> Шамордино. Новогоднее паломничество 2011 г.

Шамордино. Новогоднее паломничество 2011 г.



Новогоднее паломничество
(31.12.10 - 2.01.11)
Преображенский храм
"Въ конецъ летъ своихъ многия труды положилъ еси,
обитель Шамординскую убогимъ устрояя,
да сестры тоя обретутъ душевный покой и спасение..."


Преподобный Амвросий ОптинскийВозникновение и жизнь младшей сестры Оптиной пустыни - Шамординской обители связаны с именем преподобного Амвросия Оптинского.

По его желанию и благословению и его неустанными трудами в 25 километрах от Оптиной пустыни на Калужской земле в 1881 году была устроена женская община с домовым храмом.
Шестью годами ранее земли при сельце Шамордино и Васильевское по его же благословению приобрела монахиня Амвросия (в миру Александра Николаевна Ключарева), о которой говорили: "Что хромы, что слепы - все к ней".
Известный православный писатель Евгений Поселянин отмечал:
"В те дни как Шамордино отошло к Ключаревым, жил Божий человек, именем Пахомий.
Он вел суровую жизнь, не был как другие, а юродствовал.
Отец Амвросий понимал его и чтил своим уважением. Пахомий полюбил Шамордино и часто приходил сюда.
Его видели погруженного в странное занятие.
Он медленно, точно присматриваясь, ставил в разных сторонах колышки, как бы отмеряя землю.
При этом иногда от него слыхали слова: "Здесь собор будет, а здесь келии".

Отец Амвросий советовал: "Примечайте, примечайте, где он колышки вбивает: так все и будет".
Потом Пахомий не раз говорил: "Сюда знать пойдет, здесь княжны и графини жить будут".
Когда только был выстроен дом, и Пахомию стали объяснять, где что будет, он все качал головой и на слова "Вот тут - Верочкина спальня, тут кладовая" отвечал: "Нет, тут ризница, а тут притвор".
Привели его тогда к склону холма, где стояла красивая беседка, он промолвил: "Славная какая часовня стоит".
Впоследствии там, действительно, была выстроена часовня.
Окидывая взором все пространство Шамордина, Пахомий задумчиво твердил: "Ишь галок-то сколько налетело, много их, много - Лавра тут будет. А колокол какой звонкий - далеко его слышно".

Помощницей в устроении юной обители преподобный Амвросий избрал свою преданную духовную дочь Софию Михайловну Болотову, происходившую из древнего и благочестивого рода дворян Болотовых Тульской губернии.
С детства она готовила себя на служение Господу, но в 30 лет вышла замуж.
Овдовела через год и два месяца, а через три дня родила дочь.
Когда ей поднесли новорожденную, она сказала:
"Ты будешь девочка Божия, и никогда никаких материнских прав я на тебя иметь не буду, но Сама Царица Небесная управит тебя в жизни по воле Своей".

Став духовным чадом прп. Амвросия и открыв ему своё желание принять монашество, она неожиданно получила благословение… выйти замуж.
За человека пожилого, которого она не только не знала, но никогда и не видела.
Находясь в смущении, София, тем не менее, покорилась и стала женой козельского помещика Н. И. Астафьева, доброго хорошего человека, но очень болезненного и с тяжелым характером.
Живя с ним из послушания преподобному Амвросию, София Михайловна училась отречению от своей воли и смирению.
Николай Иванович имел слабое здоровье, часто болел, и она заботливо ухаживала за ним с истинным христианским терпением, считая своей священной обязанностью, чем только можно успокоить и облегчить его страдания.
София Михайловна БолотоваИ этот брак был недолгим. Николай Иванович Астафьев скончался 19 мая 1884 года.
После смерти мужа закончилось испытание, которое возложил на Софию Михайловну батюшка Амвросий, и теперь она смогла исполнить давнее желание посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине.
Оставив нежно любимую единственную девятилетнюю дочь на воспитание ее крестной матери, она полностью посвятила себя служению Господу, исполнив слова, сказанные Иисусом Христом: "кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня". (Мф. 10, 37).
Именно София Михайловна 14 октября 1884 года стала первой настоятельницей молодой обители.
И деятельно, не жалея ни личных средств, ни своих небольших физических сил, но ставя во главу любовь и милосердие, участвовала в устроении её жизни: внутренней - молитвенной, церковной и внешней - в строительстве, организации приютов для сирот, больных, неимущих и т.д.
По завету прп. Амвросия, здесь и сейчас существует богадельня, и отказа в приёме в монастырь быть не должно никому.

Вот как об этом писал епископ Трифон (Туркестанов):
"…Вот, например, - подползает к старцу безногая, с уродливым горбом, вся трясущаяся от болезни святого Витта.
Кроме обид, оскорблений - эта несчастная ничего не видала от людей.
Понятно, почему в душе ее - раздражение, злоба против них.
Видя несчастную, старец изменяется в лице и посылает ее в Шамордино.

Вот другая - на костылях, чахоточная, в лице ее кротость, она терпеливо переносит свою участь, но ей негде жить, ее отовсюду гонят, она никому ненужная, лишняя! - Старец поговорил с ней, прослезился над ее страданиями, и посылает ее в Шамордино.

Вот приносят к нему детей, брошенных на произвол судьбы преступными или несчастными родителями.
Бедные детки, покрытые грязными тряпками, иногда с золотушными ранами на теле, протягивают к нему свои ручонки. И старец отправляет их в Шамордино".

Очень быстро росла обитель: возводились храмы, необходимые хозяйственные постройки.

Но не долго прожила мать София (ныне прославлена в преподобническом лике местночтимых святых), в начале февраля 1888 года скончалась в Оптиной пустыни.
А 23 октября 1891 г. великий старец упокоился в Шамордино.

В Шамордино по благословению прп. Амвросия была написана икона "Спорительница хлебов".

Старец сам велел петь такой припев в акафисте:

"Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое".

Первой милостью, излившейся от иконы "Спорительница хлебов", стал прекрасный урожай на Шамординских полях и в Калужских пределах в голодный для всей России 1892 год.

Казанская Амвросиевская женская пустынь8 июля 1901 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, Шамординская община получила статус общежительного монастыря и стала называться Казанской Амвросиевской женской пустынью.
А годом позже было закончено возведение величественнейшего 15-главого собора.

Накануне революции в обители было несколько сотен сестёр.
После закрытия обители в 1923 году все земли и угодья стали собственностью колхоза, в бывших монастырских строениях расположились различные советские учреждения: дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа.
Но без Божьего благословения и умелого управления огромное хозяйство вскоре пришло в упадок.

Казанская Амвросиевская женская пустынь3 мая 1990 года Святейший Патриарх Пимен подписал Указ о возобновлении Шамординского монастыря.
15 мая обитель официально передали Русской Православной Церкви.
Со многими прославленными угодниками Божиими и с подвижниками благочестия связан Шамординский монастырь, в том числе, из новейшей его истории.
Так, сохранилась звонница, срубленная руками инока Трофима - новомученика оптинского, убиенного в 1993 году в Пасхальное утро.
Когда впервые попадаешь в Шамордино, поражает размах, размеры этой обители: огромный корабль-собор (Казанский) плывёт тебе навстречу алтарной частью-кормой; на одной оси с ним, через переход - трапезная с дивными портретами настоятельниц, храм прп. Амвросия Оптинского (первый в его честь); чуть поодаль - храм "Живоносный источник", вход на монастырское кладбище (одна из первых же могилок - монахини Марии Толстой - родной сестры Льва Толстого), крутая деревянная лестница к святому источнику; далеко справа от Казанского собора, разделённые почти что лугом - келейные корпуса, богадельня с храмом "Утоли моя печали"…
Летом всё утопает в цветах.
Дух захватывает, и когда взглянешь на просторную долину речки Серень.
Её течение можно угадать по окаймляющим берега деревьям.

Казанская Амвросиевская женская пустыньУ ворот обители - четыре могилы прежних настоятельниц.
Среди них - первой, схимонахини Софии (Болотовой), явившей пример совершенного послушания старцу-духовнику и отречения от своей воли.
Впрочем, размах и простор поражает, когда приезжаешь и во второй, и в третий раз.
И всегда возникает мысль: "Раз преподобный велел строить такие соборы, раз всё, возводимое здесь по его задумке, было так "масштабно", значит, ещё должны они быть заполнены монашествующими, верующими?"

И последнее.
Возрождённый монастырь стремится ни в чём не изменять жизнь, заведенную в конце XIX века по благословению Старца.
Как ни сложно, но действует богадельня; возрождаются прежние рукоделия (в том числе удивительные шитые бисером иконы); как ни обременительно, но паломников здесь принимают во славу Божию, что нынче встречается всё реже и реже; как ни непривычно, особенно для нас, мирян, но богослужения совершаются по такому же напряжённому дневному кругу.

Расписание богослужений в Шамордино в будние дни
3:00 молебен прп. Амвросию Оптинскому, утренние молитвы, полунощница, утреня,
1-й час
6:30 акафист дня, часы 3-й и 6-й, Божественная Литургия
18:00 9-й час, вечерня, малое повечерие с правилом
  По субботам в 9.00 совершается панихида по усопшим

Расписание богослужений в Шамордино в воскресные и праздничные дни
в субботу вечером и накануне праздничных дней
15.00 малая вечерня, повечерие с правилом
18.00 всенощное бдение
утром в воскресные и праздничные дни
3.00 утренние молитвы, полунощница, 3-й и 6-й час, ранняя Божественная Литургия
6.00 утренние молитвы, полунощница, 3-й и 6-й час, средняя Божественная Литургия
8.00 утренние молитвы, 3-й и 6-й час, поздняя Божественная Литургия

Адрес обители:
Калужская область, Козельский р-н, п.Шамордино
Телефон: (48442)2-61-62

Для тех, кто желал бы узнать больше, но по каким-то причинам не может совершить паломничество, предлагаем обратиться на официальный сайт обители.

На святом источнике

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 17