Как всегда, летом православный люд стремится
по мере сил попаломничать.
Вот и наша небольшая группка, не впервые совершающая поездки
с
фирмой
"Сонч", уже привычно собралась в дальнюю дорогу.
В первый же день, едва въехав в Россию, мы попали в такой ливень,
что казалось, будто мы в аквариуме, только кто-то мощно приводит
воду в движение.
Сначала хорохорились, потом попритихли.
Дорога узкая, обочины как таковой - нет, почти сразу начинается
лес, впереди и за нами едут огромные фуры.
То есть, приходилось двигаться в предложенном темпе по строго
определённому пути.
Трижды ливень стихал, и трижды принимался с обновлённой силой,
словно проверял нас: куда собрались, дамочки?
"Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?"
И мы как сказочная девица отвечали, но не Морозко, а Господу:
"Верим, не желаеши смерти грешнаго, но еже спастися ему",
то есть, именно в сей момент, каждой из нас, причём и физически
тоже.
Хороши такие мгновения, когда доверяешься Господу через, например,
того, кто за рулём.
От его выдержки, самообладания, профессионализма зависит твоё
здоровье, а то и жизнь.
Тогда острее чувствуешь себя ничем: даже не букашкой, способной
лапками шевелить.
И крепнет вера, и глубже благодарность, и привычная, зачастую
не замечаемая нами в себе мелочность, отходит на задний план.
Приехали в
Николо-Одринский монастырь,
что неподалёку от Брянска, с последними каплями дождя.
В восхищении смотрели, как полыхают зарницы - иных слов не подберешь
для этого зрелища.
С тихой радостью благословились у матушки Мариам - старенькой
игумении.
В ответ на наше поверхностно-притворное щебетанье: "Матушка,
мы Вам столько хлопот доставляем!" она рассказала вот что.
Совсем молодой попала к священнику, который имел обыкновение
собирать у себя людей не вполне опрятного вида, да что там -
бомжей он усаживал за свой стол, потчевал их, сам старался подать
кушанья. А пахло от гостей…
Вот наша матушка и говорит ему:
"Батюшка, да так уж плохо от них пахнет, что Вы их всё
собираете. Да и сил сколько тратите! Отдохнули бы лучше".
Строго взглянул на неё священник и сказал:
"Запомни, пожалуйста, всякий человек, которого тебе Господь
посылает, твой дорогой гость. Накорми, напои, прими. Если нужно
- устрой на ночлег. Гостеприимство - первое дело для спасения.
Поняла? Иди и всегда так поступай".

"С
тех пор я от этого завета не отступала, да и дальше, Бог даст,
не отстану, сколько сил будет.
Идите, деточки, покушайте да располагайтесь: в храме, у Матери
Божией ночевать будете, рядом с Её чудотворной иконой "
Споручница
грешных". А завтра утром на службу".
Открыла старый зонтик, накинула капюшон плаща - "Вот, у
меня всё, что нужно, есть, не тревожтесь, милые!" - и отправилась
к себе.
Всякий раз, соприкасаясь - после нашего мирского условного способа
общения (это когда слова произносятся, но ничего за ними, по
сути, не стоит) - с монашествующими, испытываю горькое и радостное
чувство: досадую на себя, забывающую ценность
слова,
и радуюсь, что есть измерение, в котором оно живо.
Если ты что-то произносишь, значит произносимое существенно,
ведь не вентилятор же ты, чтобы воздух гонять, да ещё и словами
наполненный.
Тебя внимательно слушают, пытаются как можно лучше понять.
Чтобы чем-то помочь, возможно - что-то подсказать.
И так стыдно, если человек напрасно пытается отыскать смысл
в твоей пустой болтовне.
Довольно скоро приходишь в себя, даже немного научаешься сдерживаться,
осаживать себя, чувствуешь радость внешнего молчания.
А потом возвращаешься. Туда, где привычно живёшь…
Был поздний вечер.
Мы устраивались на отдых в домовом храме Трёх Святителей, что
в отстроенном сестринском корпусе, там, где Сама Матерь Божия
вновь пребывает иконой "
Споручница
грешных", прославившейся чудотворениями в 1843
году.
С нами же, людьми ХХI века, этот образ "связал" наш
современник.
Схимонах Макарий, упокоившийся в 2000 году.
Утром мы первым делом пошли на кладбище - возрождающееся после
запустения монастырское кладбище с немногочисленными могилками.
Одна из них - постриженика Оптиной пустыни схимонаха Макария
(Люльченко).
Он первым стал помогать матушке и сестрам в восстановлении обители.
А когда стало известно, где находится чудотворная икона, отправился
за ней.
Что же удивительного - поехал человек за иконой? Собственно,
ничего.
Если не знать, что ноги у о. Макария не ходили, парализованы
были.
Что перемещался он на дощечке с колёсиками, управляясь палочками.
Что тайно носил на себе тяжёлые цепи - вериги.
Что икону не просто так отдавали: нужно было внести за неё круглую
сумму денег.
Вот и пустился о. Макарий в путь - из Брянска в Одессу на своей
дощечке (в детстве, в 60-е годы, я не раз видела инвалидов Великой
Отечественной войны на таких дощечках, обтянутых коленкором),
прося по пути милостыню.
Он добрался до Одессы, выкупил икону, попавшую к тому времени
в чьи-то деловые руки.
Икону с почестями повезли домой, в монастырь.
И о. Макарий отправился домой, в тот же монастырь… тем же путём,
своим ходом.
Такой, говорят, обет дал.
|
|
Могила оптинского схимонаха Макария
(Люльченко)
|
 |
 |
Повозочка и вериги схимонаха Макария
|
Наша матушка
|
|
 |
Молитвенный уголок в сестринском келейном
корпусе, повозочка и вериги о. Макария
|
Никольский храм Николо-Одринского
монастыря
|
…В тот день Литургии в монастыре не служили.
Священник срочно должен был отлучиться по делам.
Сёстры пели в новом деревянном храме иконы "Споручница
грешных" акафист Матери Божией.
А потом матушка молилась перед копией чудотворного образа.
Несколько лет тому назад меня до глубины души тронул рассказ
В.А.Никифорова-Волгина "
Молитва".
"…Опять обращаюсь к Твоей милости и до седьмидесяти седьмин
буду обращаться к Тебе, пока не услышишь меня, грешного священника
Твоего!..
Подними с одра болезни младенца Егорку!.. Ему, Господи, семь
годков всего… Пожить ему хочется…
Только и бредит лугами зелёными, да как он грибы пойдёт собирать
и как раков ловить…
Утешь его, мальчонку-то! Возьми его за рученьку! Обними его,
Господи, Господи, Господи!..
Один он у родителей-то… Убиваются они, ибо кормилец и отрада
их помирает!
…Прости такожде раба Твоего Павлушку… то есть Павла. Павла,
Господи!
Я всё это Тебе по-деревенски изъясняю… Огрубел язык мой…
Так вот, этот Павлушка… по темноте своей… по пьяному делу песни
нехорошие про святых угодников пел, проходя с гармошкой мимо
церкви, плевался на неё…
Ты прости его, Господи, и озари душу его! Он покается!
…О чём же ещё я хотел молить Тебя?
Да. Вот урожай пошли нам хороший… и чтобы это травы были… и
всяка овощь, и плод…
А Дарья-то Иванникова поправилась, Господи! Благодарю Тебя и
воспеваю пречестное имя Твое!..
Три зимы она лежала в расслаблении и скорби, а теперь ходит
и радуется!.."
И о других насущных нуждах дерзновенно молил деревенский священник
с "большой для его маленького роста сумрачной земледельческой
рукой" там, в рассказе, сто лет тому назад.
Глядя на по-старчески неуклюженькую, стоящую на коленочках перед
образом Богородицы матушку, слушая, как горячо она просит за
всех нас - за сестёр своих, за благодетелей, за паломничающих,
кого Господь привёл - Царицу Небесную, я будто увидела того
сельского священника.
И ещё раз подумала:
"Слава Тебе, Господи! Всё, всё правда,
десятилетия проносятся, а вот она молитва, вот они - живые
угодники Божии, которых Ты, милуя нас, открываешь миру".
Таким был наш первый ночлег, первая встреча.
Всего не описать: история монастыря изложена в буклете, росные
травы живут на рассвете, запах деревянного храма останется в
ощущениях, матушкины добрые-добрые глазки и не слова, но молитвенность
сердца, - в наших сердцах.
Путешествовала и поделилась с вами
Евгения Ерёменко