К торжественному Богослужению
Успенский храм
Святогорской Лавры стал ещё наряднее.
Всенощное Бдение. Утопающая в белоснежных цветах
Святогорская
икона была перенесена к солее, за ней стоял образ
Владимирский,
а далее, ближе к входным дверям -
Дивногорская.
Я впервые видела эту икону.
Оказывается, этот чудотворный образ называется ещё Сицилийским,
ибо, по преданию, написан он был на Сицилии и принесён греческими
монахами на Русь, в Воронежскую землю, где местные люди переиначили
название на свой лад и стали именовать икону Исцелейской, Исцеленской.
Что, впрочем, подтверждали многочисленные чудеса и исцеления.
Возник и разросся монастырь на Дивиих (Дивных) Горах меловых.
Сейчас это Лисковский район Воронежской области, родные места
наместника Лавры владыки Арсения.
Вот почему, увидев где-то эту икону, он стал просить и получил
её.
Так что теперь это его келейная икона, на праздники он приносит
её в храм.
А утром я чудесным образом оказалась на службе в Богородичном
женском скиту Лавры.
* * *
В нижнем храме прп. Сергия Радонежского прохладно, но очень
уютно.
На иконостасе Спаситель точно такой же, как в нашем храме (только
волосы чуть темнее), на правой стороне прп. Сергий ласкает медведя,
а рядом другая икона, где над ним вьются белые птицы - ученики.
Матушки волнуются в ожидании Владыки.
Приехал епископ (нынче архиепископ) Арсений. Выходит из машины
в сопровождении двух келейников.
На сельской улице никого нет. Всегда до слёз трогательно видеть,
как приезжает на храмовый праздник архиерей.
Выходит в скромном монашеском облачении с простым посохом в
руках.
И вокруг пустынно.
Чуть позже его окружит толпа, в храме иподьяконы станут торжественно
облачать в архиерейские одежды, хор запоёт "Исполла эти
деспота!"
А пока к храму по пустой улице поднимается простой странник-монах.
Но вот сверху по другой улице спешит-ковыляет бабулька, хочет
благословиться, а то и вопрос задать.
Владыка с удовольствием ждёт её, улыбается, расспрашивает о
чём-то.
И епископ Арсений не высок ростом, а бабулька вполовину его.
Стоит, голову кверху подняла, тоже улыбается, едва не смеётся
от радости, в пальтишке рыженьком видавшем виды.
После молебна Владыка сказал проповедь.
Даже не проповедь: искренне поделился тем, чем живёт душа его,
чем полно сердце.
Говорил примерно так: "Вот, дорогие братья и сестры, что
со мной как-то произошло. Был 1995 или 94 год. Монастырь только
начинался, разруха была полная.
Ничего у нас не было, нищета. Жили в полуразрушенном корпусе,
никаких вещей.
Встал я утром, прочитал правило, оделся, волосы поправил.
А стоял перед иконой Божией Матери
Иверская,
была у меня просто литография бумажная.
Хотел хвост резинкой связать, а резинка лопнула. Где взять в
половине шестого утра резинку?
Стою в растерянности перед иконой, да и проговорил: "Матерь
Божия, вот видишь, резинка перед службой порвалась". Просто
сказал так, не молился, и дальше стою, не могу понять, что же
делать: ну кого просить, да и утро раннее.
Через пару минут - стук в дверь. Думаю: "Что случилось,
чтобы в полшестого утра стучать?"
Открываю - стоит иеродиакон Антоний, из Грузии, тогда он у нас
был. В руках у него пучок резинок для волос.
И говорит: "Вот мне тут резинок передали, так я хочу с
Вами поделиться". И даёт мне 10 штук.
Видно выражение лица у меня было такое странное, что он как-то
боком стал уходить.
Я поблагодарил его; и так стыдно мне стало, повернулся к иконе
и воскликнул: "Мамочка, прости меня, по такой ерунде Тебя
беспокою!" А сам думаю: даже не просил, а только вздохнул
- и уже вот тебе резинки.
Перед Иверским образом вздохнул - так грузина и прислала с этими
резинками. Как же Она любит нас и жалеет!"
Рассказал владыка и об
истории
написания Акафиста Похвалы.
Как во время осады Константинополя православные собрались во
Влахернском храме, а после молитв патриарх Фотий с величайшей
святыней - ризой Богородицы - ночью пробрался по стене к Босфору,
в котором стояли корабли врага, омочил край ризы в водах Босфора,
и вдруг разразилась гроза, поднялся ветер, начался шторм.
И все корабли разметало как щепки. Некому больше было осаждать
город.
В честь этого и был написан
первый
Акафист - неседальное пение, благочестивое, когда не
положено сидеть, а славить Богородицу только стоя.
Рассказал
и о том, как много позже, во время нашествия на Русь Тамерлана
была спасена Москва.
Как над осаждённым городом доселе непобедимый Тамерлан увидел
грозящую ему Деву, как в ужасе созвал своих советников и спрашивал,
что это за грозная Дева.
Как объясняли они ему, что это Мать русского Бога, и уж раз
Она грозит ему, то победы не жди, и лучше уйти восвояси.
И ушёл грозный Тамерлан. А на месте поражения под Ельцом воздвигли
храм Рождества Богородицы.
Дошёл непобедимый прежде воитель до Константинополя и встретился
там с турецким пашой.
Решили они, что "двум владыкам мира не бывать", сразились
- и в сражении потеряли обе армии.
А ещё как во время Великой Отечественной войны на Донбассе немцы
собрались молодёжь в Германию отправлять. Теплушки подогнали
на станцию.
Но бабушки взяли икону Божией Матери, обошли базарную площадь
с молитвами, и вдруг откуда-то налетела советская авиация и
разбомбила ещё пустые теплушки.
И никого никуда не угнали заступничеством Богородицы.
Вспомнил и о случае, происшедшем на Афоне. Дело было на Пасху.
Утомлённые длинными богослужениями Страстной Седмицы, Пасхальной
Всенощной, монахи разговелись, и тела их расположилось к отдыху.
"Братия, давайте немного отдохнём, а потом всё уберём и
посуду перемоем".
На том и порешили, разошлись по келлиям отдохнуть.
Через какое-то время один монах зачем-то возвратился в трапезную.
Входит и видит, что в их монашеской трапезной, на Афоне, ходит
женщина и посуду собирает.
"Ты кто?! Ты что здесь делаешь?! Ты вообще откуда взялась?!
Тебе здесь нельзя быть!"
Женщина повернулась и говорит: "Кому нельзя, а Мне можно.
Я здесь Хозяйка, я здесь Госпожа".
Монах выбежал из трапезной, но когда вернулся с братией, уже
никого не было.
Всё было безукоризненно убрано. Поняли братия, что за Госпожа
их посетила.
И заключил Владыка:
"Матерь Божия и посуду за нами готова помыть,
лишь бы мы о Ней не забывали и обращались к Ней"…
В Святогорской Лавре 20 марта 2010 г.
слышала, видела и вам рассказала р.Б. Евгения Ерёменко