Ещё все 12 учеников-апостолов подле Учителя
- Иисуса Христа, хотя в сердце Иуды уже вошёл нечистыми помыслами
сатана.
Учитель даёт им Новый Завет: да любите друг друга.
Преломляет хлеб и подаёт ученикам со словами: ешьте Плоть
Мою и пейте Кровь Мою.
Ради пребывания в единстве, в одном с Ним теле…
Слава Богу, нынче храмы полны.
Подходит к Чаше со Святыми Дарами и стар, и млад.
Принимают бесценный дар вечной жизни, который преподнёс нам
Господь.
Пройдут
считанные часы - и Сын Божий позовёт Иоанна, Петра и Иакова,
своих ближайших учеников, с собой в Гефсиманский сад, что
на Масличной (Элеонской) горе.
Эти трое самых близких учеников уже видели Его Преображение
на горе Фаворской, видели проявление Его Божественной сущности;
теперь же им предстояло без колебания в вере стать свидетелями
проявления в Нём чувств, присущих каждому человеку.
Вплоть до страха приближающейся физической смерти.
"Душа Моя скорбит смертельно; побудьте
здесь и бодрствуйте со Мной, сказал Он оставшимся с Ним ученикам.
И, отойдя немного, упал лицом на землю и начал молиться, говоря:
Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша эта, впрочем,
не как я хочу, но как Ты хочешь".
Выражение "
чаша эта" взято из древнего обычая:
осуждённых на казнь заставляли выпивать чашу, в которой к питью
был подбавлен яд.
Обыкновенно открывались двери тюрьмы, стража вносила чашу
и подавала её уже осужденному на смерть.
Конечно, каждый надеялся, что чашу пронесут мимо него.
Кончив молиться, Он подошел к ожидавшим Его троим ученикам
и застал их спящими.
"Не могли ли вы и один час бодрствовать
со Мной?"
- сказал Он Петру и, отошедши другой раз, опять начал скорбеть
и молиться.
И был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
Явился же Ему ангел с небес и укреплял Его.
Когда Он второй раз вернулся к ученикам, то опять застал их
спящими, и опять отошел, продолжая молиться.
Наконец, подойдя в третий раз, Он разбудил их говоря:
"Встаньте, вот приблизился предающий Меня"…
Икона Господа нашего Иисуса Христа, молящегося Отцу Своему Небесному в Гефсиманском
саду, получила название "Моление о чаше".
Первое упоминание об этом образе встречается в Византии ХI-XII
веков, а на Руси он появляется с 1300 г.
Но, в отличие от католической традиции, в православной иконописи
такое непривычно страстное изображение не получило широкого
распространения.