|
|
Об истории праздника и церковных обычаях
|
На Руси праздник Троицы установлен не во времена её Крещения,
а спустя три века, в самый расцвет русского Православия - при
преподобном Сергии Радонежском.
Хотя почитание Святой Троицы на Русской земле началось со святой
равноапостольной Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм
во Пскове.
Позднее храмы в честь святой Живоначальной Троицы были возведены
в Новгороде Великом и других русских городах.
В Троице-Сергиевой Лавре перед началом строительства нового храма
во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного
25 сентября 1412 года,
преподобный
Сергий явился одному благочестивому мирянину и велел известить
игумену и братии:
"Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей
покровенного, в воде, утесняющей тело мое?"
И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента,
открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели,
что не только тело, но и одежды на нём были невредимы, хотя кругом
гроба действительно стояла вода.
При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии
сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича,
святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной
Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия
Святого Духа).
При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были
перенесены в него, где и пребывают доныне.
В
Троице Живоначальной Преподобным
Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни,
но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому
должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной
осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как
Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода.
Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились
в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких
церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей её
имени.
Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала
чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского
(известного более как Рублева), инока-иконописца Троицкой Сергиевой
обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу
святому старцу.
Возможно, празднование Троицы было введено, чтобы заместить
собой весенние языческие обычаи и обряды, которые продолжали
жить в народе.
Впрочем, народные праздники, славящие красоту расцветающей природы,
по сути своей не враждебны христианству.
И праздник Троицы не отменил эту радость, а, наоборот, восполнил
её, показав людям, откуда исходят эта гармония и животворящая
сила природы.
Ведь на самом деле, как ни прекрасен мир в пору своего цветения,
он всего лишь тень Творца!
Мария Свешникова