Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 108 июнь 2011 г. >> 22 июня – 70 лет с начала Великой Отечественной войны

22 июня – 70 лет с начала Великой Отечественной войны

Кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы в Анадыре, Чукотка
Читайте также:


Вставай, страна огромная,
вставай на смертный бой!..

У кого из наших соотчичей - соотечественников доперестроечных поколений - не сжималось сердце и не наворачивались слёзы на глаза при звуках этой песни!
Да, в каждой семье ещё были живы папы-дедушки, которые по праздникам смущённо надевали на пиджаки медали и ордена, в каждой семье поминали не вернувшихся с Великой Отечественной войны близких - погибших на поле боя, угнанных в Германию на работы, замученных в немецких концлагерях, возвратившихся из плена - и пропавших уже в своих ГУЛАГовских лагерях…
В каждой семье и до сих пор как величайшую святыню передают рассказы о немыслимых для нас, упорно ищущих всё большего комфорта, лишениях в годы войны.
О многонедельных эвакуациях "в тыл" - в Среднюю Азию, на Урал, в Сибирь, о жизни в землянках среди снегов, о подвиге матерей ради спасения от голодной смерти их детей…

Первые дни войны. Недавно присоединённая Западная Украина, г. Рава-Русская.
Молодой военный журналист призван на фронт.
Его 26-летняя жена остаётся одна с тремя детьми: дочкой 5,5 лет, сыном 3 лет и новорожденным младенцем Валериком.
Объявлена срочная эвакуация. Что можно взять с собой, как нести, везти?
Чем кормить и поить детей в дороге, как быть без смены одежды…
Как ни пеклась о детях молодая мать, младенчик в пути умер. И даже похоронить его она не смогла - эшелон шёл и шёл.
На какой-то мимолётной остановке отдала трупик незнакомым людям на перроне, умоляла предать земле.

Долго ли, коротко ли - это в сказках так говорится. Добрались они, наконец, в Узбекистан.
Нашлась для матери работа - сортировать и упаковывать изюм.
Самой было позволено есть сколько хочешь, а вот взять голодающим детям - нет.
"Были у меня боты резиновые, так я в каблучке дырку сделала и туда полжменьки изюма клала и домой бежала к деткам. Как они меня ждали! А узнало бы начальство - расстрел на месте" - рассказывала моя бабушка и смахивала наплывавшие слёзы.

Да, страна была огромной - 1/6 часть Земного шара. И бой был смертным. И только ли за территорию?
В учебниках истории излагался ход войны, упоминались полководцы, герои, назывались цифры по-терь, боевой техники…
Самым искренним и до глубины души понятным, трогательным был праздник 9 мая - день победы, когда стиралось всё разъединяющее, и люди с благодарностью говорили о чистом не-бе над головой - чистом от вражеских бомбардировщиков.
В школу приходили ветераны - и самые отчаянные шалуны робели и затихали.
И какой мальчишка не играл в войну против фрицев.

"Время разбрасывать камни и время собирать их", - говорил мудрец Экклезиаст.
Пришло наше время узнать и осмыслить не только тактику, стратегию, политико-историческую ситуацию, но и иное, очень важное для нас - чем жила Церковь в эти годы.
Нам пришлись по душе рассуждения о этом черниговчанина Виталия Топчия.

Православная церковь в годы Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года для Советского Союза началась Великая Отечественная война, спустя десять дней, 3 июля, Иосиф Сталин произнёс свою знаменитую речь, в которой прозвучали глубоко проникающие в душу каждого верующего слова: "Братья и сестры".
А ведь совсем недавно советская власть жестко преследовала за веру, к концу 1943 года (завершение "безбожной пятилетки") обещала закрыть последнюю церковь в стране, а священников убивала или высылала в лагеря.
В 1938 году в Русской Православной Церкви оставалось только 4 архиепископа.
На Украине сохранилось лишь 3% от числа действовавших до революции приходов, а в Киевской епархии накануне войны их осталось всего только два, у нас в Чернигове не было ни одного.

Говорят, что в эти тяжёлые минуты генсек вдруг вспомнил о своём семинаристском прошлом и заговорил как проповедник.
Однако это лишь отчасти так.
В тяжелейший период жизни страны (и собственной) Сталин блестяще решил непростую психологическую задачу.
Эти близкие и понятные каждому человеку слова сделали, казалось, немыслимое - объединили поруганную церковь и безбожную власть в борьбе с врагом.

Почему же так произошло?
Церковь поневоле оказалась втянутой в смертельную схватку двух тотали-тарных режимов и стала перед жёстким выбором.
И в традиционно православной стране, как и подобает Церкви, смиряя свою гордыню, она его сделала.

В октябре 1941 года митрополит Сергий обратился к "пасомым Христовой Православной Церкви":
"Не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать огненное крещение для спасения родной земли.
Силен враг, но "велик Бог земли Русской", как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством.
Господь даст, придётся повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу!
"

Славянам исконно было присуще чувство патриотизма. Это естественное чувство каждого православного, будь то украинец, русский или белорус. Примеров тому в истории - не счесть.
Со времён Киевской Руси, как бы тяжело ни жилось простому люду, он всегда выступал против врага с именем Бога на устах.
И в позднее время народ не утратил веру предков и всегда поднимался на борьбу с врагом под знамёнами Православия.
Истинное чувство православного патриота ёмко выразил гетман Богдан Хмельницкий на Переяславской Раде:

"Паны полковники, есаулы, все Войско Запорожское и все православные христиане!
Ведомо вам всем, как Бог освободил нас из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего восточного православия… едино мы тело Церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа
"
Через века именно это чувство патриотизма сплотило народы Советского Союза в борьбе с фашистской Германией.
И Сталин прекрасно понимал, что даже загнанная в подполье, поруганная церковь влияет на мысли и чувства людей.
И только вера способна объединить народ в едином духовном порыве в борьбе с ненавистным врагом.

С другой стороны Православной церкви противостоял нечеловечный режим фашистской Германии, ко-торый отрицал всякую религию.
Альфред Розенберг, один из идеологов национал-социализма, в своё время студент Московского университета, хорошо владевший русским языком и поэтому назначенный в 1941 году министром восточных территорий, заявил:
"Христианский крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов и часовен и должен быть заменен единственным символом - свастикой".

Церковь прекрасно понимала, что несёт национал-социалистическая идеология на славянскую землю, и поэтому без колебаний встала на защиту своей Родины, своих православных святынь.
Митрополит Николай (Ярушевич) передаёт воинам танки, построенные на деньги верующих.Священники начали собирать средства для армии, а власти наконец-то оценили роль веры в государстве и прекратили гонения на верующих.

Начиная с 1943 года в стране было открыто 20 тысяч православных приходов.
За годы войны Церковь собрала 300 миллионов рублей в помощь Красной Армии.
На эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского, строились самолёты, верующие отправляли бойцам на передовую посылки с самыми необходимыми вещами. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Старогородский)

О Церкви, наконец, без глумления заговорила советская пресса. А осенью 1943 года на архиерейском съезде, на котором присутствовало 19 епископов (многие из них были возвращены из ссылки), Патриархом избирается митрополит Сергий.

 

О спасении страны и её народа тысячу дней и ночей молился, стоя на камне, великий подвижник земли Русской иеpосхимонах Серафим Выpицкий, а в далёкой Сирии, затворившись в подземелье, горячо просил Бога защитить православную страну от врага митрополит гор Ливанских Илия…

На оккупированных территориях Украины немцы не препятствовали открытию новых приходов, так как надеялись, что верующие, гонимые советской властью, будут с ними сотрудничать.
Но оккупанты просчитались.
Не много нашлось среди православной паствы и самих пастырей иуд, которые за тридцать сребреников поспешили бы сотрудничать с немецким оккупационным режимом.
В статье "Церковная жизнь на территории оккупированной Украины в годы Великой Отечественной войны" Архиепископ Львовский и Галицкий Августин пишет:

"В декабре 1941 г. имперская канцелярия издала специальную инструкцию по обращению с украинским населением: она предусматривала запрет религиозного паломничества, создание религиозных центров на месте украинских святынь, запрет на создание духовных учебных заведений.
Ещё одним проявлением оккупационной политики стала всяческая поддержка и поощрение раскола в Православии
".

Молебен о победе русского оружия в Великую Отечественную войну

С началом войны на оккупированной территории Украины возобновили свою деятельность запрещённые советской властью Украинская автономная Церковь и Автокефальная (УАПЦ), непризнанная во всём православном мире.
Немцы последовательно проводили на Украине принцип "разделяй и властвуй", поэтому в церковном вопросе решили опереться на польского автокефалиста митрополита Дионисия (Валединского).
Но митрополит Алексий не признал притязаний Дионисия на главенство в церковной жизни под покровительством немцев.
Он провел в Почаевской Лавре (18 августа 1941) совещание епископов, на котором Украинская Церковь заявила о своей автономии, а в ноябре этого же года она приняла статус Экзархата Московской Патриархии.
Экзархом избрали Алексия, вскоре возведенного в сан митрополита Волынского и Житомирского.
Митрополит Алексий (Громадский), Патриарший Экзарх Украины
Митрополит Алексий, не желая раскола Православия на Украине, пытался сотрудничать с УАПЦ, но, объективно оценив сложившуюся ситуацию, остался верен союзу с Русской Православной Церковью.
Этот решительный шаг стоил ему жизни.
8 мая 1943 года на дороге из Кременца в Луцк митрополита Алексия убили украинские националисты.
Немцы обставили это убийство как сведение счетов между противоборствующими украинскими церквами.
Оккупантам смерть Патриаршего Экзарха Украины была на руку, так как своими действиями, направленными на восстановление канонической церковной жизни на оккупированных территориях, митрополит Алексий нарушил все планы немецких оккупационных властей по отношению к Церкви на Украине.

После освобождения Украины от фашистов Церковь включилась в сбор средств для фронта.
Так, Почаевская Лавра в мае 1944 года передала государству для Красной Армии 100 тыс. рублей.

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин пишет:
"В целом "религиозное возрождение" на Украине носило патриотический характер и протекало так же бурно, как и в западных областях России.
По документам известно, что в период оккупации было открыто: в Винницкой области 822 храма, Киевской -798, Одесской - 500, Днепропетровской - 418, Ровенской - 442, Полтавской - 359, Житомирской - 346, Сталинской (Донецкой) - 222, Харьковской - 155, Николаевской и Кировоградской - 420, не менее 500 храмов в Запорожской, Херсонской и Ворошиловградской, в Черниговской - 410
".

И как тут не вспомнить нашу черниговскую православную святыню: чудотворную икону Елецкой Божьей Матери.
Чудотворная икона Черниговской Елецкой Божьей МатериВо времена польского нашествия (XVII ст.) икона была утеряна, но до Великой Отечественной войны список с неё хранился в Черниговском историческом музее, а когда в город пришли немцы, верующая случайно нашла икону неповреждённой среди дымящихся развалин музея и отдала в Троицкий монастырь.
Она сохранилась до наших дней и находится в Елецком женском монастыре, где утешает скорби обращающихся к ней православных.


А в черниговском Свято-Троицком соборе покоятся мощи святителя Феодосия и преподобного Лаврентия, причисленных Церковью к лику святых.

Святитель Феодосий, Архиепископ Черниговский
Святитель Феодосий,
Архиепископ Черниговский
Преподобный Лаврентий Черниговский (Лука Проскура)

Преподобный Лаврентий Черниговский
(Лука Проскура)

Известно, что святитель Феодосий является покровителем нашего города, а во время Великой Отечественной войны он стал покровителем "дороги жизни", по которой по льду Ладоги везли в блокадный Ленинград продовольствие, а из него эвакуировали людей.

После революции мощи святителя Феодосия, изъятые из черниговского Борисоглебского собора, после долгих мытарств оказались в Ленинграде.
В тяжелейшие блокадные дни, когда решалась судьба Ленинграда, мощи святителя перенесли в Никольский собор, началась служба.
Церковные источники сообщают, что именно благодаря покровительству святителя Феодосия Черниговского было налажено бесперебойное движение по льду Ладожского озера - дороге жизни, которую верующие люди еще называли и дорогою святителя Феодосия Черниговского.

Служба в Никольском соборе блокадного ЛенинградаВ сентябре 1946 года мощи святителя были возвращены Чернигову.
Среди тех, кто их встречал, был и батюшка Лаврентий Черниговский.
Подвижник Православия, глубоко верующий человек, предсказания и пророчества которого неуклонно сбывались, он молился в годы войны за черниговцев.

 



6 мая 2010 года в память 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне в Киеве состоялся Крестный ход.
А 9 Мая на всём постсоветском пространстве православная Церковь поминает воинов, погибших на полях сражений в самой тяжёлой и кровопролитной войне человечества за всю его историю.

Помянем и мы героев Великой Отечественной.

Вечная им память и слава!





Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 228