|
|
"Радуйся,
русское познание Бога, начало нашего с Ним примирения"
|
"Начальницей веры" и "корнем Православия"
в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу
люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами
патриарха, крестившего её:
"Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму
и возлюбила Свет.
Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!"
При крещении русская княгиня удостоилась имени святой
равноапостольной
Елены, много потрудившейся в распространении христианства
в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором
был распят Господь.
Подобно своей небесной покровительнице, Ольга (в 1547 году)
была причислена к лику святых как равноапостольная проповедница
христианства на необъятных просторах земли Русской.
Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской
истории (
Мария Магдалина,
первомученица
Фекла, мученица
Апфия, царица
Елена
и просветительница Грузии
Нина).
Порой нам непонятен подвиг не мученический, не затворнический,
но у Господа обителей много.
И блажен угодивший Ему в земной жизни.
Ольга была правительницей формирующейся тогда мощной державы
- Киевской Руси.
Во всех делах управления великая княгиня Ольга обнаруживала
дальновидность и мудрость.
Дела её, до времени язычницы, были достойны благодати христианской.
При этом Ольга вела воздержную и целомудренную жизнь: она не
вышла вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая
сыну своему до времени его княжескую власть.
Летопись свидетельствует о её неустанных "хождениях"
по Русской земле с целью построения политический и хозяйственной
жизни страны.
Ольга отправилась в новгородские и псковские земли. Установила
систему "погостов" - центров торговли и обмена, в
которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по
погостам стали строить храмы.
Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной
мощи страны.
Города застраивались и укреплялись, обрастали каменными и дубовыми
стенами (забралами), ощетинивались валами, частоколами.
Сама княгиня, зная, сколь враждебно относились многие к идее
укрепления княжеской власти и объединения Руси, жила постоянно
"на горе", над Днепром, за надёжными забралами киевского
Вышгорода (Верхнего города), окружённая верной дружиной.
Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала
в распоряжение киевского веча, третья часть шла "
к Ользе,
на Вышгород" - на нужды ратного строения.
Ко времени княжения св. Ольги относится установление первых
государственных границ России - на западе, с Польшей.
Богатырские заставы на юге сторожили мирные нивы киевлян от
народов Дикого Поля.
Чужеземцы спешили в Гардарику ("страну городов"),
как называли они Русь, с товарами и рукодельями. Шведы, датчане,
немцы охотно вступали наёмниками в русское войско. Ширились
зарубежные связи Киева.
Это способствовало развитию каменного строительства в городах,
начало которому положила княгиня Ольга.
Первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный
терем Ольги.
Внимательно следила княгиня за благоустройством подвластных
Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль
реки Десна и др.
После крещения её основной заботой стало духовное строительство
как государства, так и собственной семьи.
На Руси великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и
Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске.
По преданию, на реке Пскове, где она родилась, основала город
Псков.
Иначе обстояло дело с близкими.
Много скорбела княгиня о своём язычнике сыне Святославе, просила-молила
его о крещении, предсказывая "злую смерть".
Всё было напрасно. И сбылось: отсёк ему в бою голову печенегский
князь, из черепа сделал чашу, оковал золотом и во время пиров
пил из неё.
Но сбылось и другое пророчество княгини Ольги: прозирая будущее,
она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли
Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении
этого пророчества и молилась блаженная Ольга до своей кончины
в 969 году.
Почитание княгини Ольги как угодницы Божией началось, вероятно,
уже в княжение её внука, святого Владимира Крестителя. В 1007
году он повелел перенести её мощи в Десятинную церковь; монахом
Иаковом в XI веке были описаны чудеса, происходившие при её
гробе.
По его словам, её тело было "
светящееся яко солнце".
И уже тогда стал праздноваться день преставления великой княгини
- 11/24 июля.
Официальное же прославление произошло позднее, до середины XIII
века.
Имя Ольга (варяжское Хельга), данное ей при рождении и прославленное
ею при жизни, рано стало крестильным.
По непостижимой воле Божией местонахождение мощей святой нам
неизвестно.
При нашествии монголов, в XIII веке, они были сокрыты под спудом
Десятинной церкви.
Мы, далёкие и не всегда благодарные потомки, не только молитвенно
обращаемся к
нашей первой святой,
называем прославленным ею именем дочек, посвящаем ей храмы.
Память о святой великой княгине хранят названия улиц, набережных,
мостов.
Одна из государственных наград - Орден княгини Ольги.
Священный Синод русской Православной Церкви также учредил Орден
святой равноапостольной великой княгини Ольги.