Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 109 июль 2011 г. >> Поговорим об иконописи (1)

Поговорим об иконописи (1)

Спас Нерукотворный
Читайте также:
Одно из первых впечатлений человека, вошедшего в православный храм, - это множество образов Бога, Божией Матери и святых, как будто обступающих его со всех сторон.
Эти образы, созданные художниками, называются иконами.

Вся восточная часть храма, которая, как правило, оказывается прямо перед вошедшим, состоит из икон. Это иконостас.
Справа и слева, на столбах храма, на западной стене - везде множество икон.
Стены храма расписаны иконописными фресками, и это тоже иконы.

И у каждого православного христианина дома обязательно есть иконы, перед которыми он молится, которые освящают его жилище.
У кого-то они старые, написанные красками на деревянной доске, у кого-то - наклеенные на дощечку. Но главное от этого не меняется.

Слово "икона" греческого происхождения. Оно означает "образ", "портрет".
В Византии, откуда на Русь пришла Православная вера, так называли любые, даже скульптурные, изображения Спасителя, Божией Матери, святых.

Почему мы говорим "святая икона", "святой образ"?
Иконы освящаются в церкви, и через это освящение им сообщается благодать Святого Духа.
Известно множество чудотворных икон, через которые действием благодати совершаются чудеса, подаются помощь и утешение.
Молясь перед иконой, мы должны понимать, что сама икона не Бог, а только образ Бога или святого. Поэтому мы молимся не иконе, а тому, кто на ней изображен.
По словам святых отцов и учителей Церкви, "честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз". Это означает, что поклоняясь образу Бога, мы поклоняемся Ему Самому.

Когда же появились иконы?

В Ветхозаветной Церкви существовал запрет на изображения Бога.
Богоизбранный народ жил в окружении язычников, поклоняющихся идолам и изображениям самых диких божеств. Им служили, приносили жертвы, в том числе и человеческие.
Господь же через пророка Моисея повелел Своим людям не творить себе кумиров, то есть идолов, и не кланяться им как богам.
В те времена никто ещё не видел Бога.
Господь Иисус Христос ещё не приходил на землю, и поэтому любое изображение Бога было бы воображаемым, ложным.
Лишь после воплощения Господа, то есть после того, как Спаситель явился во плоти, такое изображение стало возможным.

По церковному преданию, первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя (Спас Нерукотворенный), в создании которого не участвовали человеческие руки.
Это было во время земной жизни Спасителя. Правитель города Едессы князь Авгарь был тяжело болен.
Услышав о бесчисленных чудесах и исцелениях, которые совершал Господь, Авгарь послал живописца, чтобы тот нарисовал Спасителя.
Но от лица Господа исходило такое сияние, что живописец не мог изобразить Его.
Тогда Господь, умывшись, отер лицо платом, на котором отпечатлелся Божественный Его лик, и послал этот плат князю. Получив образ, Авгарь исцелился от своей болезни.

Первые иконы Божией Матери ещё при Ее жизни были написаны апостолом и евангелистом Лукой.
По церковному преданию, Пресвятая Богородица, увидев Свое изображение, сказала:

"Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут".
Пресвятая БогородицаТак появились первые иконы.
Но в дальнейшем в течение трех столетий Святая Церковь претерпевала почти постоянные гонения.
Сначала от неуверовавших иудеев, а затем от язычников.
Христиан преследовали, мучили и убивали за имя Христово, поэтому открыто хранить священные зображения было очень опасно.
Богослужения совершались в подземельях, катакомбах. Особенно обширные катакомбы находились под Римом.
Там на стенах сохранились самые древние иконы Спасителя, Божией Матери.

Господь Иисус Христос часто изображался символически, в виде рыбы или агнца (ягненка).
По-гречески "рыба" - "ИХФИС". Буквы, составляющие это слово, являются первыми буквами в словосочетании, которое на русский язык переводится так: "Иисус Христос Божий Сын Спаситель". Поэтому такой символ был особенно распространен.
Маленьких рыбок из металла, камня, перламутра часто носили на шее, как мы носим нательный крестик. На них иногда писали слово, обращенное к Господу "Спаси", как сейчас пишут на крестиках "Спаси и сохрани".
Сохранились также изображения апостолов, мучеников, святых, ангелов.

Гонения на Церковь прекратились в начале четвертого века, при римском императоре Константине, который сам стал христианином.
Появились храмы. Внутреннее убранство их становилось все богаче и разнообразнее.
Тогда же храмы начали украшать большими росписями, представляющими события истории Ветхого и Нового Заветов. Эти росписи были наглядны и понятны всем, даже неграмотным.

Святой Нил Синайский (V век), ученик святителя Иоанна Златоуста, писал о таком украшении храмов иконами:
"Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводил себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу".
Но икона - это не просто иллюстрация к повествованиям Священного Писания, а одна из форм откровения и Богопознания.
В видимых образах и символах она отображает духовный мир, делает его доступным созерцанию и разумению. Иными словами, икона говорит нам о том же, что и Святое Евангелие, и богослужение, но говорит своим особым языком.

В Церкви все пребывает в гармонии, все тесно взаимосвязано.
Поэтому понять образ какого-либо праздника или святого, разобрать смысл и значение деталей невозможно, не зная события Священной истории, в честь которого установлен этот праздник, или жития святого, память которого воспоминает Церковь в этот день.
Как и в богослужении, в иконе все наполнено смыслом, каждая деталь имеет свое значение.

Но поскольку икона отображает духовную реальность, то есть то, чему нет подобия в вещественном мире, духовные понятия обозначаются символами.
Например, венец, нимб (светлый круг, сияние) вокруг головы означает святость, сияние славы Божией.
На иконе Спасителя в венце всегда вписан крест, а в нем - буквы "ОWN".
Это греческое слово, которое переводится как "Сущий" и указывает на то, что на иконе изображен именно Господь.
Рядом с изображением, чаще по обеим сторонам - сокращенное обозначение имени "IС ХС" - Иисус Христос.
На иконах Божией Матери ставят буквы "МР".
Это первые и последние буквы греческих слов, которые переводятся "Матерь Бога".

В Православной Церкви существует великое множество икон.

С помощью Божией в следующих выпусках "Колокола" мы расскажем о некоторых из них.


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 238