|
|
В греческом часослове 1897 года так объясняется
происхождение этого праздника: "По причине болезней,
весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в
Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на
дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней.
Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы,
полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой
Софии - Премудрости Божией).
С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы,
творя литии по всему городу, предлагали его потом народу
для поклонения.
Это и есть предъисхождение Честного Креста".
|
Празднество именно в этот день установлено в 1168 году Константинопольским
Патриархом Лукой и Киевским митрополитом Константином при великом
князе Андрее Боголюбском в память знамений от честных икон во
время победы царя Мануила над сарацинами, а русского князя Андрея
Бого-любского - над язычниками, обитавшими в низовьях Волги.
Произошло это так. В 1164 году, в первый день августа, у греков
происходило сражение с сарацинами, а у русских - с волжскими болгарами.
В этот день в стане русских и греков наблюдалось дивное зрелище:
от находившихся среди войск икон исходили лучи и осеняли полки.
Греческий царь и русский князь обменялись посланиями об одержанных
победах и об исходившем от святых икон сиянии, и в знак благодарности
Богу был установлен в этот день праздник.
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения
Руси 1 августа 988 года.
В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апо-стольския
великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению
Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение
праздника 1 августа:
"А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения
ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века:
"Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа
1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1
августа совершается до или
после
литургии.
Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый
медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас").
С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
Храм в честь праздника