Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 110 август 2011 г. >> Поговорим об иконописи (2). Иконы Господа Бога

Поговорим об иконописи (2). Иконы Господа Бога

Спас Нерукотворный
Читайте также:

Иконы Господа Бога

Иконы Пресвятой Троицы

"Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!" - молимся мы, прикладываясь к иконе Святой Троицы, на которой изображены три ипостаси, три лица Единого Бога: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Как же изображается на иконах Святая Троица?

Ветхозаветная Троица.

Спас НерукотворныйНа некоторых иконах Святая Троица изображена в виде трех ангелов.
Такое изображение основано на библейском повествовании о том, как Бог явился к праотцу Аврааму в виде трех странников (Бытие, 18, 1-16).
Праведный Авраам любил принимать странников.
Поклонившись им до земли, он позвал их к себе - отдохнуть и подкрепиться пищей.
Один из странников сказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына.
Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре - 89 лет.
Сарра, стоявшая сзади них, у входа в шатер, не поверила и рассмеялась про себя.
Но странник, который предсказал рождение сына, обличил ее неверие, сказав:
"Есть ли что трудное для Господа?".
И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог.
Святая Троица изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом.
На столе перед ними - угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом.
Сарра находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре.
На иконе же, написанной преподобным Андреем Рублевым, изображены только три ангела.
Такие иконы условно называются "Ветхозаветной Троицей".

Новозаветная Троица

Новозаветная ТроицаВстречаются и другие иконы Святой Троицы, на которых Бог Отец изображен в виде Старца.
В нимбе над Его головой те же буквы, которые пишутся в нимбе Спасителя, означающие, как говорилось выше, "Сущий", но сам нимб может быть не круглым, а треугольным.
Господь Иисус Христос восседает рядом с Богом Отцом.
В левой руке Спаситель держит Евангелие, в правой - орудие нашего Спасения - Крест.
Бог Дух Святой изображен в виде голубя, парящего над Ними.
Бог Святой Дух изображается в виде голубя, потому что Он явил Себя при Крещении Спасителя.
Такие иконы называются "Новозаветной Троицей".
Это изображение Святой Троицы, строго говоря, неканоническое.

Отечество

ОтечествоСуществуют и иконы Святой Троицы, где у Бога Отца, изображенного Старцем, на коленях сидит Спас-Эммануил, то есть Спаситель, изображенный во младенческом или отроческом возрасте.
Над Ним, как и на иконе "Новозаветной Троицы", - Святой Дух в виде голубя.
Такое изображение называется "Отечество".
Это изображение Святой Троицы также неканоническое, хотя оба на территории Украины встречаются нередко.





Иконы Cпасителя

Спас Нерукотворный

Спас НерукотворныйКак мы уже говорили, первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя, чудесно запечатленный на полотенце (убрусе), которым Господь утер Свое лицо. Сам святой убрус не сохранился до нашего времени, но иконы Нерукотворного образа, или иначе "Спас Нерукотвореный" встречаются очень часто.
На иконе "Спас Нерукотвореный" изображен только Божественный лик Спасителя, причем это изображение может быть различным.
Лик Господа либо просто вписан в нимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы.
Существует празднование в честь Нерукотворного образа Спасителя, которое совершается 29 августа (16 по старому стилю).

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель. А.РублевСпас НерукотворныйДругой наиболее распространенный образ Спасителя - это "Спас Вседержитель".
По многовековой традиции образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви.
Позже этот образ стали писать на иконах.
Икона Спаса Вседержителя - это поясное изображение Господа Иисуса Христа.
Правой рукой Он благословляет, а левой держит открытое, как правило, Евангелие, в котором написан евангельский текст.
Чаще всего это следующие слова:

"Приидите ко Мне, вcu труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы", или
"Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный".
Спас на престоле

Спас на престолеНа иконе "Спас на престоле" Господь Иисус Христос изображается так же, как и "Спас Вседержитель", только в полный рост и сидящим на престоле.
И если на иконе "Спас Вседержитель" Господь - Творец и Создатель всего сущего, всемогущий Владыка мира, то на иконе "Спас на престоле" Он уже его Судия.
В Евангелии от Матфея Господь, обращаясь к апостолам, говорит:
"Егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома".

Спас в силах

Спас в силахКроме обычного изображения Спасителя на престоле, существует иконописный тип, именуемый "Спас в силах".
На этих иконах Спасителя, сидящего на престоле, окружают "силы" - символические знаки в виде трех ромбов, вписанных один в другой, указывающие на полноту Его Божественной власти над всем миром - вещественным и духовным.
Если присмотреться внимательнее, то можно разглядеть в "силах", окружающих Спасителя, лики ангелов.
Иконы "Спас на престоле" и "Спас в силах" обычно помещаются над Царскими Вратами, в центре деисусного ряда (деисус, или деисис, в переводе с греческого означает - молитва).
Справа от Спасителя в этом ряду расположен образ Богоматери, а слева - Иоанна Предтечи, а также пророков и апостолов, в молитве простирающих руки к Господу.
Спас Эммануил

Спас ЭммануилИногда Спаситель изображается в отроческом возрасте.
Такое изображение называют "Спас Эммануил".
В Евангелии от Матфея мы читаем, что Ангел Господень, явившись праведному Иосифу Обручнику, говорит ему о рождении Спасителя от Девы Марии:
"Рождшее бо ся в ней от Духа есть Свята: родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Той бо спасет люди Своя от грех их.
Сие же бысть, да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог".
Образ "Спаса Эммануила" обычно помещается в куполе храма (Мф. 1:20-23).


С помощью Божией продолжение в следующих выпусках "Колокола"


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 239