Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 111 сентябрь 2011 г. >> 1 cентября - память св. Ангелиса Константинопольского

1 cентября - память св. Ангелиса Константинопольского

Cвятой Ангелис Константинопольский  
1 cентября 1680 года принял мученическую кончину
святой Ангелис Константинопольский.

Сей блаженный муж и мученик Христов был из общины святого Константина, находившейся в части Константинополя, называемой Карамания.
Он занимался ювелирным промыслом, имел жену и шесть детей. Ангелис жил по-христиански, имея всё потребное к жизни, доставляемое ему его мастерством.

Настал день отдания Успения Пресвятой Богородицы, когда устраивалось празднество вне города у местечка св. Стефана во Флории. Пошёл на праздник и святой Ангелис с другими христианами, среди которых были и мусульмане, обращённые из христиан.
Эти мусульмане, вкушая, выпивая и веселясь вместе с христианами, стали дурачиться, одевая христианские головные уборы и отдавая свои красные косынки носить христианам.
Окончив веселие, вернувшись в город, каждый пошёл к себе домой.

В скором времени мусульмане пришли в дом к блаженному Ангелису, говоря:
"Почему ты сегодня носил христианский головной убор?"
Мученик отвечал: "Как христианин я и носил его".
Они сказали: "Ты вчера стал мусульманином и тебе нужно носить красную чалму, как делал это вчера".

Блаженный отказывался от этого, думая, что они шутят, но мусульмане, разъярившись, привели представителей власти и, взяв его, повели к судье, обвиняя в том, что он вчера на их глазах стал мусульманином, произнес их салавати (исповедание их веры) и носил чалму.
Судья спросил святого, так ли все было.

Мученик ответил:
"Я не говорил и не делал такого, но только с ними повеселился, и затем мы разошлись по домам".
Видя его твёрдость, судья послал его к визирю. С ним пошли и мусульмане, обвиняя его в том же.
Мученик отрекался, говоря, что он никогда такого не делал и не говорил.
Визирь, видя перед собой скромного и красивого христианина, стал его соблазнять словами:
"Оставь своё упорство, стань мусульманином, я дам тебе честь и богатство и сделаю тебя большим начальником".
Мученик же громогласно возгласил:
"Господин, я родился от христианских родителей. Христианином я родился, христианином и умру, и ничто не в силе отлучить меня от любви Сладчайшего моего Иисуса Христа, сущего Бога истинного, ни честь, ни богатство и слава, какие ты мне предлагаешь, ни даже все ваше царство не смогут уклонить мое сердце от веры в Сладчайшего моего Иисуса Христа".
Это и много другого говорил мученик, и визирь, исполнившись ярости, воскликнул:
"Если ты не станешь мусульманином, то я тебя уничтожу и прикажу предать тебя таким мукам, чтобы измучить всё твое тело до тех пор, пока ты не умрешь в этих страданиях".
Мученик же мужественно отвечал:
"Что хочешь делай, режь, строгай, коли, жги в огне, бросай зверям, топи в море, и что ещё хочешь делай с этим моим тленным телом, я же от Христа моего не отрекусь, веры не изменю и мусульманином не стану".
Визирь приказал заключить его в темницу убийц и там нещадно мучить.
В заключении мученик претерпевал сильные издевательства от зверонравных мусульман.

Пришёл в темницу один его сосед мусульманин, человек знатный, и, сочувствуя блаженному в том, что произошло, стал его увещевать, говоря:
"Зачем тебе неправедно умирать и доставлять радость твоим врагам?
Стань турком только для того, чтобы освободиться, и затем собери всё свое состояние, детей и жену и переезжай в другое место, чтобы жить там по-христиански.
Мученик на это отвечал:
"Да не будет сего, чтобы я дошёл до такого безумия и отрекся от Христа. Господь мой умер за меня, и что великого в том, если и я умру ради любви к Нему? Я всё равно или сегодня, или завтра, или после этого должен умереть; так что для меня лучше умереть за Христа сегодня, чтобы улучить Его Небесное Царство".
Услышав это, мусульманин ушёл ни с чем, а агаряне, изыскивая любые средства, чтобы отвратить святого от Христа, послали ему в темницу жену, рассчитывая, что может быть из-за слёз ее и плача мученик поддастся человеческой слабости и склонится к состраданию, и таким образом отречется от Христа. Столько жалобных воздыханий испустила его жена, столько слез пролила, столько слов ему сказала, что ими можно было бы смягчить и самое каменное сердце, однако мученик Христов, преодолевая плотское и восходя к духовному, ко всему этому остался непреклонным.

Только такой ответ, или лучше сказать наставление и совет он ей дал, говоря:
"О, жена, да будет для тебя и для меня превыше всего Христос. Ему я сегодня предаю тебя и детей твоих и ради Него я терплю радостно мученичество. Терпи же и ты, жена, ради Христа разлучение со мной, чтобы в Его страшное и преславное Пришествие мы увиделись и радовались с Ним вечно. Какая нам польза будет от этого временного нашего союза и жизни, с которой мы должны будем опять расстаться?
Или какая нам выгода от прелестей этого мира, если мы погубим души свои, которых и весь мир не стоит? Иди же, возлюбленная моя, с миром, а я пойду, как можно скорее, к вожделенному моему Христу, и вскоре придешь и ты, чтобы мы вместе насладились вечного блаженства".
Услышав это, блаженная женщина, более утвержденная его словами, чем он её плачем, вышла из темницы, укрепляемая надеждой и любовью ко Христу.
На следующее же утро мученика привели к визирю, который опять, испытав его, убедился в твердости его веры. Визирь, много говоря и запутывая святого, увидел, что ничего этим не может достичь, и, наконец, дал распоряжение, чтобы его убили.

Палачи повели доблестного воина Христова на заколение, причём мученик шёл с большей поспешностью и готовностью, чем они, и радовался более тот, кому предстояло умереть, чем те, которые вели убивать. Его привели к месту напротив царского дворца, недалеко от собора Св. Софии, и там отсекли святому Ангелису голову.

Его ученики, знакомые и родственники, стоя в отдалении, наблюдали за всем происходящим, и в полночь, о чудо, они увидели Божественный свет в виде огненного столба, который сошёл с неба на его мученические мощи и так стоял продолжительное время.

Это чудо видели не только христиане, но и многие агаряне, которые рассказали об этом властям.
От властей вышло повеление бросить мощи в море. Христиане, узнав об этом, заплатили Мусураге триста грошей и выкупили мощи. Чтобы никто не догадался о сделке, ага предложил христианам выехать в море на своем судне. Когда турки отправились, чтобы выбросить мощи в пучину вод, в открытом море они тайно передали их в лодку христиан.
Мощи привезли и похоронили с честью и благоговением в монастыре, находящемся на острове Порты.

После смерти мученика три вельможи, которые непосредственно участвовали в вынесении неправедного приговора, подверглись страшным беснованиям, в которых они стали призывать святого мученика по имени. Их страдания закончились только тогда, когда они позвали жену Ангелиса и попросили у неё прощения за неправедное убийство, после чего они скоропостижно скончались.
Весть об этом распространилась среди вельмож Порты.
После этого властями был выпущен указ не принуждать никого из христиан насильно принимать ислам.
Этот указ просуществовал до времени кончины издавших его.

Игумен монастыря Порты положил мощи святого мученика в гробнице прежде почившего игумена.
Ночью в видении ему предстал тот игумен и сказал:
"Что ты сделал, похоронив мощи святого мученика в моей гробнице? Разве я достоин находиться рядом с таким мучеником? Прошу тебя, перенеси или его, или мои останки".
Так прославляет Бог прославляющих Его.
Дети святого, его молитвами, переселились во Влахию, где стали большими начальниками и провели мирно и счастливо свою жизнь.
Да сподобимся и мы предстательством святого мученика Ангелиса в мире провести жизнь свою и унаследовать Небесное Царствие.

по книге "Новомученики Балканские.
Жития мучеников, пострадавших на Балканах
после падения Константинополя"

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 167