Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 111 сентябрь 2011 г. >> Поговорим об иконописи (3). Евангелие в иконах

Поговорим об иконописи (3). Евангелие в иконах

Спас Нерукотворный
Читайте также:

Евангелие в иконах

 

Рождество Христово

Икона 'Рождество Христово' письма Андрея РублеваВ центре иконы обычно изображается пещера, в ней - красное ложе, на котором возлежит Богоматерь.
Рядом в яслях спеленутый младенец, около которого - вол и осёл.
На небе - Вифлеемская звезда, лучи от нее падают на Иисуса Христа. Среди гор - ангелы, волхвы с дарами, пастухи.
Внизу - сидящий в раздумье Иосиф, рядом с ним - старец в шкуре, олицетворяющий "дух сомнения".
Внизу справа - сцена омовения младенца: две женщины держат ребенка и кувшин с водой (Мф. 2:11; Лк. 2:10-20).

Икона письма Андрея Рублева с этим сюжетом есть в праздничном чине иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.


Сретение

Новозаветная ТроицаВ основе - евангельское повествование о том, как Богоматерь с Христом и своим обручником Иосифом пришли в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения Богомладенца, чтобы посвятить Его Богу.
В церкви их встретил глубокий старец Симеон и пророчица Анна, издавна жившая при храме. В свое время Симеону было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа.
И вот произошло сретение (встреча). Сретение (слав.) - встреча (Лк. 2:22-40).
На иконах изображается храм, на ступеньках которого стоит Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Богоматерь протягивает старцу Младенца (на некоторых иконах Симеон уже держит Христа), за Марией Иосиф несет двух голубей - очистительную жертву, причем рукава его платья закрывают кисти рук - к жертве нельзя прикасаться руками.

Икона с этим сюжетом в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля считается одной из лучших в праздничном ряду, наиболее "рублевской" по художественному мастерству.
Подобная же икона есть в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Крещение (Богоявление)

ОтечествоВ основе - евангельский рассказ о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем (Мф. 3:13-17, Мк. 1:9-11, Лк. 3:21-22).
В центре, в реке, стоит обнаженный Иисус Христос, справа от него - Иоанн Креститель, на берегу - Ангелы.
Сверху на Христа нисходит Святой Дух в виде голубя или луча, ибо в писании сказано, что по выходе Спасителя из воды Иоанн увидел Святого Духа, сходящего на него в виде голубя.
Спаситель правой рукой, находящейся у бедра, благословляет.
В XVII веке в сюжет вводится Бог-Отец.

В иконописном подлиннике пишется :
"...Господь Саваоф в облацех, небеса аки отверсты, ризы на нем белы, Дух Святой от Него исходит трисиянен на Христа". Подпись: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволил..."
Преображение

Икона 'Преображение' мастерской Феофана ГрекаВ основе сюжета - евангельский текст о том, как Иисус Христос вместе со своими тремя учениками - Иаковом, Иоанном и Петром - взошел на гору Фавор помолиться и там преобразился: "вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею".
Явились пророки Илья и Моисей и беседовали со Спасителем.
С небес сошло светлое облако и слышен был глас: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте" (Лк. 9:28-36).
Апостолы испугались (это изображается обычно в виде падающих апостолов), но Христос успокоил их, а когда сходили с горы, предупредил, чтобы они никому не рассказывали об увиденном, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых.
На иконах на вершине горы изображается в ярком сиянии Иисус Христос, по обеим сторонам Его стоят на горках пророки Илья и Моисей, а внизу - три апостола, испуганные и пораженные увиденным чудом.
Петр и Иаков по бокам, в середине - самый молодой из них, Иоанн.
От фигуры Иисуса к апостолам идут три ярких луча.
Моисей (молодой), со скрижалью в руках, - слева от Христа, Илья (старец) - справа.
Одежды Христа обычно белые, расписанные золотом или серебром, вокруг него - "слава" овальная или круглая, светло-голубого, светло-синего или белого цветов.
Часто добавляются сцены восхождения Христа с апостолами на гору Фавор и схождения их с горы.
Иконы "Преображение" имеются в праздничных чинах иконостасов Благовещенского собора Кремля и Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

Один из шедевров древнерусской церковной живописи - икона "Преображение" мастерской Феофана Грека, написанная в 1403 году и бывшая храмовой иконой Спасо-Преображенского собо-ра города Переславля-Залесского.

Вход Господень в ИерусалимИкона Андрея Рублева 'Вход в Иерусалим'

За неделю до Своего распятия Христос пошел в Иерусалим (Мф. 21:1-11, Мк. 11:1-11, Лк. 19:29-41, Ин. 12:12-19).
Он остановился у горы Елеонской, подозвал к себе двух учеников и велел им идти в близле-жащее село, чтобы взять там осла.
Если же спросят, зачем берете, ответить, что это нужно Господу.
Осла привели, ученики накрыли его своими одеждами, Христос сел на него и поехал. Около Иерусалима навстречу ему вышло много народа.
Спасителя приветствовали криками и ветками деревьев, люди бросали на дорогу свои одежды.
Это было в последнее воскресенье перед Пасхой, которую иначе называли неделей Ваий - пальмовых ветвей.
В России пальмовые ветви заменила верба, и потому воскресенье Входа Христа в Иерусалим называется Вербным воскресеньем.

На иконах изображается Христос, который едет на осле.
Он въезжает в город - это Иерусалим. Христа с учениками встречает народ, путь Его устилают одеждами и ветками деревьев. Часто встречаются бытовые сценки с детьми.

Икона Андрея Рублева "Вход в Иерусалим" находится в иконостасе Благовещенского собора, учеников Рублева - в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.



С помощью Божией продолжение в следующих выпусках "Колокола"


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 184