|
|
(слово в праздник Покрова)
В давнюю давность, двенадцать веков назад, на земле тогда ещё православной Византии, двое молящихся – святой Христа ради юродивый Андрей и его ученик Епифаний – увидели во время всенощного бдения парящую над ними Богородицу. Дева Мария простирала над ними Свой благодатный омофор, спасая этим покровом не только двух праведников, но всех тех, кто жил в столице империи. Воинственные северные племена осадили в то время Константинополь, оставленный ушедшим с войском на иную брань императором. . |
.
Два человека из всех, кто был в храме, видели это явление.
Тем, кто наиболее достоин, является Пречистая Дева, но заступничество получают все.
Это событие, забытое на древнем востоке православных земель и практически не известное на западе бывшей империи, осталось в памяти принявшего вскоре христианство народа русского. Слишком много примеров в истории Отечества нашего, когда именно Покров Богородицы спасал и защищал нас в, казалось бы, совершенно безвыходных ситуациях.
Всегда находились среди наших соотечественников молитвенники, которые помнили завет Господень: «
имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (Мар.11:23).
Благодаря этой вере рушились и рушатся не только козни врага рода человеческого, но и получаем мы вполне реальную помощь и поддержку.
Ещё в период Киевской Руси и раннего Московского царства, когда западные схоласты начали рациональными рассуждениями доказывать бытие Божие, в наших городах и весях знали, что «
все может молитва праведника» и для того, чтобы получить благословение Божие и под Покровом Богородицы находиться необходима, прежде всего, молитва и вера. Казуистика богословских построений и научных формул, на какие бы знания они не опирались, меркнут перед простой, но искренней, от сердца сказанной фразы: «
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла, честным Твоим омофором».
Здесь не призыв оставить в стороне знания и науки. Нет. Это просто констатация факта, что любое дело, стремление и просьба должны преломляться верою сердца, молитвенным горением души и любовью к Творцу. Тогда и «
дастся нам».
Прагматизм сегодняшнего дня превратил нас в ходячие калькуляторы. Всё распределено. Мы постоянно пребываем в графике, где расписаны часы для похода в храм, уборки квартиры, утренней и вечерней молитвы, сидения в интернете и минуты для занятий с детьми. Всё расставлено по полочкам. Деловой человек нынче в моде. Вот только от такого режима крик слышен постоянный перед исповедальным аналоем: «Почему мне Бог не помогает!?»
Да Он и хотел бы помочь, но ведь мы не просим. Стоит Христос у закрытой дверцы сердца нашего, стоит и плачет, потому что для Него выделено лишь определённое время.
В каждом доме и квартире у тех, кто сочетает себя с православием, обязательно есть икона с образом Богородицы, но почему же, при Её-то присутствии, больше о том размышляем, что полы недостаточно коврами и паласами украшены, и машина опять сегодня в колдобину заскочила, ремонтировать надобно?
А затем в храм, к батюшке, с недоуменным: «
Меня даже Матерь Божия оставила».
Да не оставила Она! Мы Её бросили.
Потому что глаза вниз направлены и замечают лишь неровности асфальта на шоссе, да соринку на полу в собственной квартире. Подымать очи свои ввысь надобно, там горнее и вечное, здесь же земное и конечное.
Или иной злободневный пример.
В прошлом году пришла в храм учительница с просьбой просмотреть сценарий утренника к празднику Покрова. Полистал и ужаснулся.
О самом Празднике ни слова, лишь воспевание свадебного действа и языческих предрассудков, где говорилось:
«Если на Покров ветрено – будет большой спрос на невест», «Покров – покровитель свадеб», «Бел снег землю покрывает; не меня ль, молодицу, замуж снаряжают?»
Хотя о храме и церковном празднике тоже мысль присутствовала.
Вот эта:
«В Покров день девушки спозаранок бежали в церковь и ставили свечку празднику. Кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет».
Завершалось все плясовой:
«Скоро, девушки, Покров,
Скоро нам гуляночка,
Скоро-скоро заиграет
Милого тальяночка»
И утверждающим призывом:
«Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком!».
Что тут скажешь, если даже Богородичный Покров стал «батюшкой»?
Именно потому и слышит священник недоуменные и горестные стенания на «оставленность», что земные заботы стали прерогативой повседневности, а языческие отголоски назвали духовностью.
Не оставит Пречистая Покровом Своим тех, среди которых есть святые Андреи и Епифании. По молитвам праведников покрывает омофором Богородица всех, кто к Богу стремится и даже тех, кто в неведении пребывает…
Нам лишь осталось молитвенно исполнять слова Самой Богородицы:
«Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды»
(Лук.1:46-48)
С Праздником!