Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 112 октябрь 2011 г. >> 23 октября 2011 г. – 110 лет со дня праведной кончиныпрп. Амвросия Оптинского

23 октября 2011 г. – 110 лет со дня праведной кончиныпрп. Амвросия Оптинского

Старец Амвросий Оптинский
Читайте также:


Шамординские страницы жизни старца

В 25 км от Свято-Введенской Оптиной пустыни над живописной долиной речки Серены возвышаются удивительные корабли-соборы. Дорога, извиваясь, приближается к монастырской ограде. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь.

Уже будучи известным Оптинским старцем, преподобный Амвросий основал женскую обитель, в создание которой вложил много души, молитвенных и физических сил. С первого момента, когда им для создания монастыря было избрано небольшое имение близ деревни Шамордино, не существовало мелочей.

Старец исходил всю гору и прилегающие буераки, всматривался и в окрестности, и словно сквозь время видел, какими будут постройки, какой вырастет капуста там, где «лес нечищеный да болото непроходимое».
Он писал многочисленные прошения, ходатайства, письма тем, от кого зависело устройство будущей обители.

К 1881 года сформировалась женская община с домовым храмом.
Первыми насельницами стали 35 вдов и девиц-сирот.
Помощницей в устроении юной обители преподобный Амвросий избрал свою преданную духовную дочь Софию Михайловну Болотову (прп. София).

Открытие общины, освящение в ней домовой деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и одновременно назначение матушки Софии настоятельницей состоялось 1/14 октября 1884 года на праздник Покрова Божией Матери. Новоустроенная женская община стала называться Казанскою в честь особо чтимой в ней Казанской иконы Божией Матери, по расположению на высокой горе – Горскою, по близости деревни Шамордино – Шамординскою.

Старец направлял в общину бедных вдов, сирот, убогих, бесприютных и иных обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель. «Таких-то, – говорил он, – нам и нужно».
Однажды, когда старцу сказали: «Батюшка, что же вы все больных да убогих принимаете, а чем содержать их будете?», – он ответил: «Да на больных, да на убогих мне Бог больше посылает, а на здоровых иногда и вовсе ничего не дает».
Из-за болезни батюшка Амвросий не мог часто приезжать в юную общину, но всякий раз не уставал напоминать своим чадам: «чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз», «чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой» и пояснял: «железной – значит иметь большое терпение, а золотой – большое смирение».

Вскоре был открыт монастырский приют: первоначально как детские ясли, где местные крестьянки во время полевых работ могли оставлять своих малолетних детей. Сестры обители в приюте не только смотрели за детьми, кормили, поили их, но и с теми, кто постарше, занимались первоначальным обучением чтению и письму, Закону Божию. Приезжая в Шамордино, батюшка всегда посещал приют. Дети очень любили его, приветствовали пением молитв и духовных стишков.
Современники рассказывали, что нельзя было без волнения смотреть на старца в эти минуты: «Серьезно и задумчиво слушал он эти детские моления, и часто крупные слезы катились по его впалым морщинистым щекам».

Батюшка Амвросий и матушка София придавали первостепенное значение молитве как главному монашескому деланию. При постоянно увеличивающемся числе сестер они заботились, прежде всего, о возведении большого каменного собора, Был построен кирпичный завод, на котором изготовили необходимые материалы для будущего храма. С благословения старца Амвросия стараниями матушки Софии были также устроены две деревянные часовни; построены многие хозяйственные здания, водокачка, сестринские келии, устроены скиты, золотошвейная мастерская, положено начало иконописной мастерской.

Икона Божией матери «Спорительница хлебов»Старец Амвросий, живя в Оптиной пустыни, каждое лето приезжал в Шамордино. В каждый свой приезд батюшка заходил в келии, беседуя с каждой сестрой, наставляя, утешая. Непременно служил панихиду на могиле матушки Софии; посещал её хибарку, выстроенную незадолго до её смерти на краю оврага. Строй обители, все её порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения; в обитель принимались и отлучались из нее также только по его благословению; многих сестер он собственноручно постригал в монашество.

В 1889 году преподобный Амвросий благословил настоятельницу Болховского Богородице-Всехсвятского женского монастыря матушку Иларию написать икону Божией Матери, на которой Владычица изображена сидящей на облаках, Ее руки подняты в благословляющем движении; внизу сжатое поле, и на нем среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. Он назвал икону «Спорительница хлебов», желая показать, что Матерь Божия – «Помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного».
Преподобный возносил пред этой иконой горячие молитвы.
Всегда в праздники в честь Пресвятой Богородицы в келье батюшки совершались бдения.
Умиленно, со слезами и верой в скорое предстательство Царицы Небесной он возносил к Ней свои молитвы. Старец наставлял молиться Матери Божией духовных чад.
За год до своей кончины батюшка просил записать, чтобы ежегодно 15 октября в Шамординской обители совершали празднование этой иконе.
Благословил службу править по общей минее, читать обыкновенный Богородичный акафист, а припев петь следующий: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое».
Первой милостью, излившейся от иконы «Спорительница хлебов», стал прекрасный урожай на Шамординских полях и в Калужских пределах в голодный для всей России 1892 год.
Во время засухи в Воронежской губернии список с иконы «Спорительница хлебов» послали в Пятницкую женскую общину, и как только отслужили пред нею молебен, пошел дождь, поля ожили и дали прекрасный урожай.

Лето 1890 года старец Амвросий провел в Шамордине.
В июле ездил на расположенную неподалеку от обители, в четырех верстах, монастырскую дачу Руднево. Батюшка благословил ископать здесь колодец и указал место, вырезав на земле лопатой крест. От воды из этого колодца многие получали исцеления. Пробыв в Шамордине около двух недель, батюшка собрался уезжать в Оптину, но почувствовал себя настолько плохо, что не смог ехать, и вынужден был остаться здесь – теперь уже до конца своих земных дней. Каждое свое решение он принимал только после усердной молитвы, по ясному указанию Божию. И теперь он писал в Оптину: «Я задержался здесь по особому промышлению Божию, а зачем – это означится позже».
Молодая, еще не устроенная в духовном и хозяйственном отношении Шамординская обитель нуждалась в постоянном окормлении старца, и он отдал ей последние дни своей жизни. С переселением старца Амвросия в Шамордино весь многочисленный поток посетителей направился в эту обитель.

«Особым торжеством для Шамординской обители в зиму 1890 года было 7 декабря – день ангела их любимого старца. Храм к этому дню был убран по-праздничному. Из Оптиной Пустыни приехали архимандрит Исаакий со старшей братией поздравить с днем тезоименитства своего духовного отца. Было торжественное бдение, божественная литургия и молебен с многолетием имениннику. Вся многочисленная шамординская семья пришла поздравить старца. Многие сестры приготовили ему подарки: кто икону, кто четки, кто связал какую-то вещь. Батюшка был очень растроган единодушным выражением любви, всех благодарил, но был несколько смущен торжеством и даже сказал отцу Исаакию: «Уж... очень много параду сделали».

Так в трудах и радостях шли последние месяцы жизни старца. Наступил сентябрь, и отец Амвросий расхворался больше обычного.
Скончался он 10/23 октября, приобщившись накануне Святых Таин.  
Когда перед смертью батюшку Амвросия спросили, на кого он оставляет обитель, то старец без колебания ответил: «Царице Небесной».
13 октября Преосвященнейшим Виталием в храме Пресвятой Троицы было совершено отпевание дорогого батюшки.
На другой день тело почившего торжественно было перенесено в Оптину пустынь.









Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 183