 |
|
Еще раз об иконописи и символике иконИкона – явление особенное в средневековой культуре.
Задача иконописца – вывести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения. |
Икона – не портрет и не жанровая картина, а
прообраз идеального человека. Поэтому икона даёт лишь символическое его изображение.
Появилась икона с возникновением христианства.
Первой иконой был убрус, полотенце, на котором отпечатался лик Христа («
Спас Нерукотворный»). Следующие четыре иконы приписывают греческому врачу и живописцу – Луке-евангелисту.
Исторически икона тесно связана с
Фаюмским портретом (Фаюм, Египет – одна из восточных римских провинций). Фаюмский портрет был элементом погребального обряда. В Египте расписывали внутренний саркофаг. На его поверхности наносили изображение умершего. Черты лица были условны, тонки, в огромных глазах – отрешённость от земного мира. Писался портрет на золотом фоне, тени не наносились: они существуют в телесном мире, а умерший ушёл в другой мир, в царство света. Затем Фаюмский портрет писался на кипарисовой доске восковыми красками. Это своеобразная погребальная маска – символ усопшего
.
С древних времён в христианстве установился
иконописный канон (
с греч. – правило), предполагающий строго установленную систему изображения персонажей, сюжетных схем, символов религиозного и богословско-догматического содержания.
Икона пишется на
доске. Твёрдая, неподвижная поверхность обязательна.
Она напоминает об иных твердынях. Нематериальный мир изображается условными знаками.
Золото – не только символ Божества, но и мерцающая мистическая реальность – не плоскость, не пространство.
Одежда – не средство прикрытия телесной наготы. Она – ткань из подвигов святого.
Складки говорят о духовных переживаниях, об упорядоченности духовных сил.
Нимб (сияющий кружок) над головой Спасителя, Божией Матери, святых – изображение сияния Света и Славы Божией, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.
На иконе
отсутствуют тени, потому что икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещённые светом.
Символика изображения на иконах
церковных таинств такова:
сосуд с водой символизирует таинство
Крещения;
алавастр –
Миропомазание;
чаша и дискос –
Причащение;
два глаза –
Покаяние;
рука благословляющая –
Священство;
рука, держащая руку –
Супружество;
стакан с елеем –
Елеосвящение (Соборование).
На иконах встречаются надписи (
монограммы):
ЕЕЕЕ – Елена нашла находку на Голгофе;
СХПВ – Свет Христов просвещает всех;
ББББ – Бич Божий бьёт беса;
НННН – Невидимая, Непостижимая, Неизреченная, Неизглаголанная.
ПППП – Пою, Почитаю, Поклоняюся Подножию (Твоему, Владыко) и другие.
С помощью Божией продолжение в следующих выпусках «Колокола»