Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 112 октябрь 2011 г. >> Поговорим об иконописи (4). Еще раз об иконописи и символике икон

Поговорим об иконописи (4). Еще раз об иконописи и символике икон

Икона
Читайте также:

Еще раз об иконописи и символике икон

Икона – явление особенное в средневековой культуре. Задача иконописца – вывести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения.
Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человека. Поэтому икона даёт лишь символическое его изображение.

Появилась икона с возникновением христианства.
Первой иконой был убрус, полотенце, на котором отпечатался лик Христа («Спас Нерукотворный»). Следующие четыре иконы приписывают греческому врачу и живописцу – Луке-евангелисту.

Исторически икона тесно связана с Фаюмским портретом (Фаюм, Египет – одна из восточных римских провинций). Фаюмский портрет был элементом погребального обряда. В Египте расписывали внутренний саркофаг. На его поверхности наносили изображение умершего. Черты лица были условны, тонки, в огромных глазах – отрешённость от земного мира. Писался портрет на золотом фоне, тени не наносились: они существуют в телесном мире, а умерший ушёл в другой мир, в царство света. Затем Фаюмский портрет писался на кипарисовой доске восковыми красками. Это своеобразная погребальная маска – символ усопшего
.
С древних времён в христианстве установился иконописный канон (с греч. – правило), предполагающий строго установленную систему изображения персонажей, сюжетных схем, символов религиозного и богословско-догматического содержания.

Икона пишется на доске. Твёрдая, неподвижная поверхность обязательна.
Она напоминает об иных твердынях. Нематериальный мир изображается условными знаками.

Золото – не только символ Божества, но и мерцающая мистическая реальность – не плоскость, не пространство.

Одежда – не средство прикрытия телесной наготы. Она – ткань из подвигов святого.

Складки говорят о духовных переживаниях, об упорядоченности духовных сил.

Нимб (сияющий кружок) над головой Спасителя, Божией Матери, святых – изображение сияния Света и Славы Божией, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

На иконе отсутствуют тени, потому что икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещённые светом.

Символика изображения на иконах церковных таинств такова:
сосуд с водой символизирует таинство Крещения;
алавастр – Миропомазание;
чаша и дискос – Причащение;
два глаза – Покаяние;
рука благословляющая – Священство;
рука, держащая руку – Супружество;  
стакан с елеем – Елеосвящение (Соборование).
На иконах встречаются надписи (монограммы):
ЕЕЕЕ – Елена нашла находку на Голгофе;
СХПВ – Свет Христов просвещает всех;
ББББ – Бич Божий бьёт беса;
НННН – Невидимая, Непостижимая, Неизреченная, Неизглаголанная.
ПППП – Пою, Почитаю, Поклоняюся Подножию (Твоему, Владыко) и другие.

С помощью Божией продолжение в следующих выпусках «Колокола»

 


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 230