Православные, прожившие не одно десятилетие в Киеве, помнят, как горько было бывать в поруганной Лавре в 60-80 годы. Сердце, тогда ещё, возможно, не знавшее Истины, недоумевало и сжималось от явного несоответствия бесконечных совсем неуместных музеев неугасимому Духу, который неведомым тогда для нас образом животворил разрушенные Лаврские строения, всё, что оставалось от великой обители....
Андрониковская икона Божией Матери, известная также под именами Монемвасийской и Греческой, – родовая святыня греческого императора Андроника III Палеолога, по преданию, одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой. По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал её Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX-го столетия. ...
Согласно преданию, единственная в Латвии почтаемая чудотворной икона Пресвятой Богородицы была обретена во время Русско-польско-шведской войны (1654-1667) в водах Даугавы (Западная Двина). Было это так.
При переправе через реку солдат – наёмник шведской армии белорус Яков Гудынский – увидел плывущую по воде дощечку. Вонзив в неё копьё, он вынес дощечку на берег и там заметил, что по копью стекает кровь. ...
По народному преданию, сохранённому, между прочим, в народном стихе о Димитриевской субботе, поминовение усопших в субботу перед 26 октября/ 8 ноября установлено в 1380 году великим князем Димитрием Иоанновичем Донским для поминовения павших на Куликовском поле в битве с Мамаем 8-го сентября 1380 г. Но обычай осенних поминок был в глубокой древности ещё у языческих народов, например, Литовцев, Германцев. ...
Двадцать восьмого ноября начинается Рождественский пост. 40 дней продолжается он, до великого праздника Рождества Христова.
Рождеством пришел на землю Христос – источник любви и жизни, пришел, чтобы спасти нас, искупить наши грехи, просветить нас светом евангельским; пришел, чтобы примирить человека с Богом Отцом, избавить людей от вечной гибели и указать путь ко спасению, в Царство Небесное...
Радостно это событие, потому и пост радостный, не строгий.
...
Как часто, собираясь в храм, мы думаем: «Вечерняя служба начинается в 17.00, значит можно прийти минут на 15 позже, пока будут читаться часы», «Литургия в 7.00, значит подойду минут в 20-25 восьмого, как раз прочтут часы, к началу службы буду вовремя». Вовремя ли? И часы или Часы?
Все Богослужения, предлагаемые нашей Матерью-Церковью ради нашего спасения (спасения личного, каждого из нас) ежедневно, пусть даже некоторые из них не совершаются в приходских храмах никогда...
Эта книга была издана в России в начале XX века малым тиражом и, несомненно, Промыслом Божиим попала в руки святых царственных страстотерпцев. Святая царица Александра Феодоровна читала и перечитывала ее в заключении в Тобольске, о чем она писала Анне Вырубовой (Танеевой) 24 ноября 1917 года:
«Каждое утро я читаю книгу, которую ты мне подарила семь лет назад, "День за днём", и очень ее люблю, нахожу много слов утешения». ...
Один из отцов христианской церкви Дионисий Ареопагит пишет, что икона – «средство воз-ведения души к первообразу».
В основе иконы должно быть подлинное восприятие потустороннего мира, подлинный духовный опыт. Этот опыт закрепляется в первой иконе, и затем она считается первоявленной или первообразной, то есть, первоисточником и образцом. Источником этого опыта, как правило, являются святые.
Так, видение Святой Троицы открылось святому Сергию Радонежскому, а его опыт духовный был передан святому Андрею Рублёву, который и воспроизвёл этот опыт в образах красках.
...
В общих чертах современное Богослужение сохраняет признаки Богослу-жений древних. На проскомидии после умовения рук священник и диакон от-ходят в предложение. Предложением называется та часть алтаря, где приноси-лись или предлагались хлеб и вино для совершения Таинства. В храмах нет этой отдельной части, и потому они идут прямо к жертвеннику, за которым и осталось название предложения.
Сделав три поклона перед предложением, со словами "Боже, очисти мя, грешного", священник читает тропарь Великого Пятка "Искупил еси от клятвы законныя..." и с благословением Бога ("благословен Бог наш...") начинает проскомидию.
...
Роман Булгакова посвящен вовсе не Иешуа, и даже не в первую очередь самому Мастеру с его Маргаритой, но – Сатане. Воланд есть несомненный главный герой произведения, его образ – своего рода энергетический узел всей сложной композиционной структуры романа. Главенство Воланда утверждается изначально эпиграфом к первой части: "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
Сатана действует в мире лишь постольку, поскольку ему дозволяется то попущением Всевышнего. ...
Существует одна замечательная легенда о Пресвятой Богородице, о её доброте и великодушии.
Приходит однажды к Господу апостол Петр, которому Господь доверил ключи от ворот рая, и в великой тревоге и недоумении говорит: «Господи, да минует меня гнев Твой. Вот уже несколько дней я замечаю в раю людей, которых не впускал в райские ворота. Как они сюда пробрались?»
...