Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта

s Учебный часослов. Часы

Учебный часослов
Читайте также:
Повечерие – богослужение суточного круга, которое завершает молитвенный день православного христианина.

Хронологически последняя служба дня, повечерие, тем не менее, не является последним богослужением суточного круга. Название «повечерие» произошло от времени его совершения: «по еже вечеряти братиям» (Типикон, гл. 7), то есть, после ужина перед отходом ко сну. По принятому в Византии времяисчислению Повечерие совершалось во II стражу ночи, что соответствует нынешним 9 часам вечера (21.00-24.00).
Богослужебное значение повечерия связано со временем его совершения и, как и все службы суточного круга, оно соотносится с хронологически соответствующими событиями Страстной седмицы, прежде всего Великой Пятницы. На повечерии вспоминается Сошествие во ад Спасителя, победа над князем тьмы и освобождение душ праведников для вечной жизни и приносится благодарение Господу за Его великую жертву. При этом христианин обращается к «Пречистой Богородице, сообщнице Страстем и смерти Сына Своего» («Известие учительное»), особо молясь о помощи Её в час исхода души от тела. Это связано с тем, что на повечерии вспоминается о смертном часе каждого христианина, поскольку сон прообразует кончину земной жизни. По этой же причине значительная часть молитвословий повечерия носит покаянный характер.
Общая структура молитвословий каждой части повечерия сходна со структурой полунощницы: вначале следуют ветхозаветные молитвословия – псалмы, затем песнопения Новозаветной Церкви – великое славословие, канон, тропари, молитвы.
Существует два вида повечерия: великое и малое. Малое повечерие представляет собой третью часть великого, дополненную важнейшими молитвословиями из двух первых. Великое повечерие совершается в седмичные дни (с понедельника по пятницу) Великого поста за исключением Среды и Пятка 5-й седмицы (накануне Стояния Марии Египетской и Субботы Акафиста), а также в среду и пятницу сырной седмицы, если на эти дни не придётся праздник Сретения или престольный. Кроме того, великое повечерие совершается в сочельники – накануне Рождества Христова и Богоявления. Во все остальные дни года совершается малое повечерие.
Вот каким содержанием наполнено великое повечерие:
В 1-й части выражается благодарение за прошедший день и прошение к Господу, чтобы Он даровал безмятежный сон в наступающую ночь, а после сна смертного сподобил бы почить с праведными. Затем славится пришествие Господа на землю (стихи из книги пророка Исаии с припевами «Яко с нами Бог»).
2-я часть повечерия – покаянная.
3-я часть состоит, главным образом, из славословий и хвалений. В псалмах 69 и 142, которым начинается эта часть, содержится указание на то, что Господь, сойдя во ад, вывел оттуда души праведников. Затем следует канон. Большую часть года это канон Богородицы из Октоиха текущего гласа.
Завершается повечерие (и великое, и малое) молитвами, в которых соединены все прошения повечерия. После отпуста  положено совершать «обычное прощение» – чин, подобный тому, что в современной практике совершается единожды в году после вечерни в Прощёное Воскресенье. Начинается оно словами: «Прости мя, отче святый…»


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 19