В основе иконы должно быть подлинное восприятие потустороннего мира, подлинный духовный опыт. Этот опыт закрепляется в первой иконе, и затем она считается первоявленной или первообразной, то есть, первоисточником и образцом.
Источником этого опыта, как правило, являются святые.
Так, видение Святой Троицы открылось святому Сергию Радонежскому, а его опыт духовный был передан святому Андрею Рублёву, который и воспроизвёл этот опыт в образах красках.
Пресвятая Дева Мария была изображена апостолом Лукой на доске от стола, на котором Иисус Христос трапезничал со Своей Матерью.
Духовный опыт зафиксирован и в Библии, а её сюжеты могут стать основой для написания иконы.
Вот почему иконы можно разделить на четыре разряда:
- библейские
- портретные (святые, запечатленные при жизни)
- писанные по преданию, опирающиеся на чей-то духовный опыт
- явленные – писанные по видению или сновидению самого иконописца.
Возможно и иное деление:
- праздничные
- образ Иисуса Христа
- образ Богоматери
- образы святых
- образы ангелов.
Символика изображения на иконах вещей такова:
Дуб – древо жизни
Дом – символ домостроения, созидания
Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения
Красный крест – символ мученичества
Цветок анемона – знак скорби Богоматери (на иконах Распятия и Снятия с Креста)
Посох у ангела – символ небесного вестничества, посланничества
Юноша с трубой – ветер
Пеликан – символ чадолюбия
Золотой венец – символ духовной победы
Правая и левая сторона на иконе или фрески – тоже символы. Средневековый верующий знал, что справа от Христа – девы разумные, а слева – неразумные
Два-три дерева символизируют лес
Луч с небесных сфер – символ Святого Духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке
Действие перед храмом, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма.
С помощью Божией продолжение в следующих выпусках «Колокола» |