В общих чертах современное Богослужение сохраняет признаки Богослужений древних.
На проскомидии после умовения рук священник и диакон отходят в предложение.
Предложением называется та часть алтаря, где приносились или предлагались хлеб и вино для совершения Таинства. В храмах нет этой отдельной части, и потому они идут прямо к жертвеннику, за которым и осталось название предложения.
Сделав три поклона перед предложением, со словами "Боже, очисти мя, грешного", священник читает тропарь Великого Пятка "Искупил еси от клятвы законныя..." и с благословением Бога ("благословен Бог наш...") начинает проскомидию.
Проскомидия (по-гречески - проскомиди) означает принесение, то есть этим словом выражается действие лица приносящего, жертвующего кому-либо какую-либо вещь.
Сама же вещь, приносимая, жертвуемая, называется просфора – то есть то, что приносится, дар.
Как мы уже знаем, первые просфоры были обыкновенным хлебом.
Но со временем это нашли неудобным, и тогда просфоры начали выпекать в церкви.
Для Богослужения нужна, собственно, одна просфора – та, из которой вынимается часть для Агнца, но по обычаю древности, когда употребляли пять просфор, это количество и является наименьшим для совершения проскомидии.
Просфор может быть и больше – десятки, а в больших храмах и сотни: их может быть столько, сколько подано записок "О здравии" и "О упокоении".
В Церковном Уставе о хлебе, приносимом для Таинства, предписано следующее: он должен быть "от чистыя пшеничныя муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасный, непресоленый, свежий и чистый. Иерей же, дерзнувый служити над хлебом зацвелым, сплеснелым или изгорчившимся, или черствым, или растленным, зело тяжко согрешает и извержению попадет, яко таинство на таковых видах не совершится".
Вместе с просфорами для совершения Таинства употребляется красное виноградное вино, именно красное, как образ крови.
|