Приступая непосредственно к Проскомидии, священник левой рукой берёт просфору для Агнца, а правой – святое копие и, делая им трижды знамение креста над печатью просфоры, произносит каждый раз слова:
«В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», 
а затем режет просфору с правой стороны печати (там, где буквы IC и NI – со стороны священника слева) со словами:
«Яко овча на заколение ведеся».
Потом иерей режет с левой стороны (там, где буквы XC и КА, со стороны священника справа) со словами:
«И яко агнец непорочен, прямостригущего его безгласен, тако не отверзает уст своих»;
затем надрезает верхнюю сторону печати (где слова IC ХС), произнося слова:
«Во смирение Его суд его взятся»;
надрезает нижнюю часть (со словами NI KA), произнося:
«Род же Его кто исповесть».
И таким образом обрезанную середину вынимает из просфоры со словами:
«Яко вземлется от земли живот Его»
– и полагает на дискос.
Необходимо объяснить значение этих слов. Крестная смерть Спасителя не была событием неожиданным, непредвиденным – Господь Бог задолго открыл о неё своим избранным, а они предсказали об этом в Священном Писании.
Например, царь и пророк Давид в псалме так точно предсказал обстоятельства крестной смерти Господа, как будто сам был её очевидцем:
Боже мой! Боже мой [внемли мне] для чего Ты оставил меня?
Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения.
Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».
Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прилип к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.
Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий
(Пс. 21, 2-3, 8-9, 16-19).
Крестная смерть Богочеловека была открыта и пророку Исаии:
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое;
Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден Он был на заклание, и как агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит?
Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступление народа Моего претерпел казнь.
Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53, 3-9). |