Да, мы знаем, что на каждый день указана дата по старому и новому стилю, упомянуты праздники и святые, память которых совершается в этот день, есть напоминание о том, постный это день или нет, отмечены Евангельские чтения на Утрене и Литургии, даны указания об особенностях богослужения; некоторые календари снабжены душеполезными чтениями на каждый день (согласно с избранной издателями тематикой). Календарь – как бы фиксирование того, что мы называем временем.
Но каково понимание Церковью времени, как она живёт в нём?
Начало мироздания – это и начало времени.
Время – самое простое и одновременно самое непонятное для человека творение Создателя.
Блаженный Августин говорил: «Я знаю, что такое время, когда не спрашивают об этом, а когда спрашивают – то, чем более думаю, тем более недоумеваю и теряюсь».
Время для человека тáинственно и непостижимо, ибо он не может вместить понятия начала времён, конца времён, вечности душ, безначальности и бесконечности Творца.
Ближе всех к пониманию сущности времени подошли не учёные, а Церковь.
Церковь несёт в себе понятие источника времени, его сущности и предназначения, как необходимого условия для начала, становления и богоуподобления человека.
Церковный круг богослужений привязан не только к годичному циклу Земли, но и вмещает в себя все этапы мироздания, от сотворения мира до искупления человечества Крестными страданиями Спасителя. Эта гармония видна как в ежегодном уставе церковных служб, так и в ежедневных службах и молитвословиях.
Все церковные службы или круги подчинены строгому ритму.
В состав общего ряда богослужений входят службы суточные (или дневные), седмичные (соответствующие дням недели) и годовые, которые формируют общий пасхальный круг.
Фундамент составляют суточные службы – их состав неизменен, включает в себя как бы весь сокращённый годичный цикл и освещает все этапы мироздания.
Службы дневные, седмичные и годовые неотделимы друг от друга – службы недельного и годичного круга присоединяются к суточным службам, дополняя их в зависимости от дня недели или празднуемого Церковью события.
В суточный круг богослужений входят девять служб: 9-й час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й час и литургия.
Этот круг начинается с вечера (традиция идёт с ветхозаветных времён), поэтому последующий день в Церкви начинается вечером, так как сотворение мира началось с вечера: «И был вечер, и было утро: день един» (Быт. 1, 5).
Поэтому в последование вечернего богослужения (состоящего из 9-го часа, вечерни и повечерия) входят воспоминания о творении мира и о грехопадении прародителей.
Сообразуя вечернее время как время завершения солнечного дня с этапом земной жизни человека, в службе также напоминается верующим о предстоящем каждому человеку окончании их земной жизни.
Продолжение с помощью Божией последует |