В лице этих восточных мудрецов Мельхиора, Гаспара и Валтасара весь языческий мир – незримо для него самого – преклонил колени пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзшее сокровища своя, прнесоша дары: злато и ливан и смирну»: «злато, яко Царю веков, и ливан яко Богу всех (для воскурения Богу), яко тридневному же мертвецу смирну (благовонная смола, которой помазывали тела мёртвых), Безсмертному».
Полагают, что эти волхвы пришли: один из Персии, другой из – Аравии, третий – из Эфиопии, на пути сошедшись, по Божию назначению, в одном месте…
По мнению некоторых, эти волхвы были потомками Вавилонских мудрецов, бывших некогда под начальством Даниила (Деян. 2.48), который и посеял среди своих подчинённых семя истинной веры и ожидания Мессии (Чис. 25; Дан. 9. 24-27). По некоторым сказаниям, волхвы, возвратившись в свою страну, предлись созерцательной жизни и молитве. Впоследствии ап. Фома встретил их в Персии, и они, приняв от него крещение, сами сделались проповедниками Христа. После их кончины мощи их, найденные св. Еленой, положены были сначала в Константинополе, но оттуда перенесены в Милан, а потом в Кёльн.
Традиция делать подарки близким на Рождество происходит от воспоминания принесения даров восточными мудрецами к яслям новорождённого Спасителя.
Среди даров волхвов помимо понятных нам золота и смирны Писание упоминает ливан.
Что же это за дар? Вот что пишет о ливане – ладане Мария Купаева.
О ладане
О ладане определённо говорится в Библии, в книге Исход.
Собственно, там и содержится один из первых рецептов, как приготовить благовонное курение и как его использовать (Исх. 30, 34-38).
В Библии вещество, именуемое «чистый ливан», и есть ладан в современном понимании.
С начала христианства курительный состав был четырёхкомпонентный, где ладан был одной из равных составляющих частей.
Со временем то, чем кадили в христианской церкви, стало называться одним словом – ладан.
Так это название стало объединяющим для большой группы различных веществ и сложных составов, хотя многие люди думают, что это что–то одно.
Настоящий ладан – это смола очень редкого дерева, произрастающего в Аравии, в Восточной Африке и Индии. Латинское название его – Boswellia, оно бывает нескольких видов, незначительно отличающихся друг от друга с ботанической точки зрения, но значительно отличающихся по производимому ими продукту, а именно – тому, что называется ладаном.
Но как выглядит сам ладан? Это смола в виде округлых или продолговатых кусочков диаметром от двух до десяти миллиметров, обычно от полупрозрачно-жёлтого цвета до розоватого, иногда встречается с зеленоватым оттенком. Запах у невоскуряемой смолы немного терпкий, смолистый, но не сильный.
В православных монастырях Русской, Греческой, Румынской Поместных Церквей и на Афоне в Греции почти в каждом имеется свой рецепт приготовления ладана, который держится в секрете. Традиция ладановарения существует давно, и центром этой традиции в настоящее время являются монастыри Афона.
Ладан воскуряется на древесном угле, без которого вознесение благоуханных паров невозможно. В наше время при домашней молитве для воскурения ладана иногда используют настольную электрическую лампу – на её стеклянную колбу кладут колечко и в него помещают кусочек ладана, это делается для того, чтобы растопленная смола не попала в патрон.
В русском быту достаточно слов, связанных с ладаном и приспособлениями для его хранения и употребления.
Так, например, «ладанницей» назывался сосуд для хранения ладана. Распространена была также «ладанная курильница», которая ставилась перед иконами, обычно её делали из меди в виде шара, с крестиком наверху. «Ладанка» – так наши предки называли мешочек с ладаном, носимый на шее; считалось, что он предохраняет от напастей и нечистой силы. Обычно этот мешочек привешивали к нательному кресту.
Ладан широко применяется как в церковном богослужении, так и в народе.
Воскурение ладана при каждении во время богослужения является выражением желания молящихся, чтобы их молитвы возносились к горнему престолу Божию, подобно тому, как дым из кадила возносится к небу; чтобы они были так приятны Богу, как человеку приятно благоухание ладана.
Когда священнослужитель совершает каждение всех присутствующих, этим изображается благодать Святого Духа, распространяющаяся везде и на всех.
Каждением святых икон, Креста, Евангелия и прочих священных предметов – чествование Самого Господа Бога и Его святых. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.
Кадят в стоящих прихожан – как образ Божий.
|