1-я неделя. В это воскресенье Великого поста святою Церковью воспоминается победа православия над ересями, почему этот день называется также «Неделей Православия». Празднование это было установлено по поводу окончательной победы святой Церкви над иконоборческой ересью....
Где-то на перепутьях европейских дорог, в 1845 году, Гоголь писал своему другу графу Александру Петровичу Толстому: «Нет выше званья как монашеское, и да сподобит нас Бог надеть когда-нибудь простую ризу чернеца, так желанную душе моей, о которой уже и помышленье мне в радость. Но без зова Божьего этого не сделать. Чтобы приобресть право удалиться от мира, нужно уметь распроститься с миром... Нет, для Вас так же, как и для меня, заперты двери желанной обители. Монастырь Ваш — Россия!» ...
По своей непостижимой нами и неизреченной мудрости Господь даровал человеку бессмертную душу и свободу. А ещё два инструмента, пригодные для жизни временной, на земле: совесть и разум. Совесть – это компас, ориентирующий нас на то, где находится добро и где зло. Разум дан для принятия нами решения о том или ином поступке. И об ответе за принятое решение.
«Всё мне позволительно, но не всё полезно», – предупреждает нас апостол Павел (1 Кор.6 ,12). ...
В 313 году император Константин Великий подписал закон о свободе исповедания веры. Его соправитель император Ликиний тоже подписал этот закон, но в подвластных ему областях гонения на христиан продолжались. Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии (ныне на территории Турции). Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались....
Но зачем же он ещё тогда, как зарождалась в нём та или другая страсть, как можно чаще не обращался к спасительной мысли о вечности? Тогда для души его, не совсем ещё расстроенной, мысль о вечности не была так болезненна, и ему нетрудно было её влияние ослабить, обессилить в себе пагубную страсть. Теперь не то и в лучшие минуты его, в минуты отрезвления духовного.
...
В состав утреннего богослужения входят полунощница, утреня и первый час. Время этих служб соответствует периоду мирского времени с полночи до 9 часов утра.
Дневное богослужение состоит из третьего, шестого часа и литургии. Последования часов могут меняться в зависимости от времени церковного года и бывают вседневными, великопостными и пасхальными. ...
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. ...
Наш Пост близок к завершению, и сегодня Церковь приносит похвалу Пресвятой Богородице. Святой Великий пост есть средоточие нашей жизни, осмысление всех Божественных тайн, всех тайн нашего спасения, к которым мы приобщаемся через Божию Матерь. Церковь приносит Божией Матери похвалу от Архангела Гавриила, который говорит Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». ...
В одной древней рукописной книге, учебнике византийской музыки, приводится следующий разговор учителя и ученика. Ученик говорит: "Учитель, прошу тебя именем Господа, покажи и изъясни мне музыкальные знаки, да преумножит Бог тот талант который Он дал тебе". Учитель же отвечал: "Если столь, брате, жаждешь научиться, собери ум свой и слушай меня. Я научу тебя тому, чего ты просишь, согласно с тем, что мне откроет Бог"....
К страшной очистительной смерти Богочеловека Господь готовил людей не только пророчествами, но и некоторыми знаменательными событиями. Так, агнец пасхальный, которого должны были съесть евреи перед выходом из Египта, заключал в себе подобие Агнца Божия и Его крестной смерти. Вот лишь одна черта этого подобия. Так как в эту ночь должны были быть истреблены все первенцы египетские, то, чтобы вместе с ними не погибли и первенцы евреев, им заповедано было помазать кровью этого агнца входы в свои дома. ...
Стопроцентно – восточными, в которых их религиозная основа не ушла в бесконечно далёкое прошлое, как, скажем, в метании диска, берущем своё на-чало ещё с греческих олимпийских игр, занимаясь сегодня которым, право же, никто не вспоминает ни про Аполлона, ни про Зевса. Во всякого же рода восточных единоборствах типа у-шу, кун-фу эта религиозная подоснова куда как ближе и сохраняется по крайней мере на уровне определённого мировоззрения и душевно-психологической практики, формируя определённого рода внутреннее самосознание и восприятие действительности, скажем, как весьма не тождественное христианскому. ...
Однажды к старцу пришел странник и спросил его, почему Бог не хочет простить всех, и почему некоторые остаются осужденными.
День был солнечный. Старец вывел путника на улицу
и заставил взглянуть на солнце.
Тот поднял глаза, но тот час опустил их.
Старец спросил, почему тот не хочет полюбоваться на солнце?
...
Есть одна совсем коротенькая, но очень важная молитва, её произносят перед началом любого дела. Вот она: «Господи, благослови!» А важна она тем, что, произнося её, невозможно сделать что-либо плохое. Захочется, например, залезть в буфет и открыть запретную банку с вареньем. Сможешь сказать перед этим: «Господи, благослови!»? Не сможешь. ...