Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 117 март 2012 г. >> Инок в миру - 4 марта 160 лет со дня упокоения Николая Васильевича Гоголя

Инок в миру - 4 марта 160 лет со дня упокоения Николая Васильевича Гоголя

Николай Васильевич Гоголь

 Читайте также:

4 марта 2012 г. - 160 лет
со дня упокоения Николая Васильевича ГОГОЛЯ

Где-то на перепутьях европейских дорог, в 1845 году, Гоголь писал своему другу графу Александру Петровичу Толстому:

«Нет выше званья как монашеское, и да сподобит нас Бог надеть когда-нибудь простую ризу чернеца, так желанную душе моей, о которой уже и помышленье мне в радость.
Но без зова Божьего этого не сделать. Чтобы приобресть право удалиться от мира, нужно уметь распроститься с миром... Нет, для Вас так же, как и для меня, заперты двери желанной обители. Монастырь Ваш — Россия


Это письмо, названное Гоголем «Нужно проездиться по России» и включённое в книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», было запрещено цензурой и не печаталось при жизни автора.

Биографам Гоголя осталась неизвестной и его попытка в конце июня — начале июля 1845 года оставить литературное поприще и уйти в монастырь.
Об этом, в частности, рассказывает в своих записках Марфа Сабинина, дочь веймарского православного священника Стефана Сабинина.
По её словам, Гоголь приехал в Веймар, чтобы поговорить с её отцом о своём желании поступить в монастырь, но тот, видя болезненное состояние Гоголя, отговаривал его и убедил не принимать окончательного решения.

Устремление Гоголя к монашескому образу жизни выражено в конкретных словах составленной им молитвы, которая содержится в его записной книжке:

«Милосердия Господи, Ты милосерд. Прости всё мне, грешному. Сотвори, да помню, что я один и живу в Тебе, Господи, да не возложу ни на кого, кроме на одного Тебя, надежду, да удалюсь из мира в святой угол уединения».

Последнее десятилетие жизни Гоголя проходит под знаком всё усиливающейся тяги к иночеству.
Не давая монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания, он воплощал их в своём образе жизни.
«Нищенство есть блаженство, которого ещё не раскусил свет.
Но кого Бог удостоил отведать его сладость и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую сумку, тот не продаст её ни за какие сокровища здешнего мира
».

Гоголь не имел своего дома и жил у друзей — сегодня у одного, завтра у другого.
Свою долю имения он отказал в пользу матери и остался нищим, помогая при этом бедным студентам из средств, полученных за издание своих сочинений.
Оставшееся после смерти Гоголя личное его имущество состояло из нескольких десятков рублей серебром, книг и старых вещей, а между тем созданный им фонд «на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством», составлял более двух с половиной тысяч рублей.

Отражение духовной жизни Гоголя 1840-х годов можно найти во второй редакции повести «Портрет».
Художник, создавший портрет ростовщика, решает уйти из мира и становится монахом.
Приуготовив себя подвижнической жизнью отшельника, он возвращается к творчеству и создаёт картину, которая поражает зрителей как бы исходящим из неё светом духовности.
В конце повести монах-художник наставляет сына:
«Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится».

Вторая редакция «Портрета» свидетельствует, что Гоголь вполне сознательно шёл по избранному пути религиозного осмысления искусства.
В повести он как бы наметил программу своей жизни. Его попытка оставить мир летом 1845 года, по всей видимости, не предполагала окончательного отказа от творчества, но как бы подразумевала возвращение к нему в новом качестве.
Путь к большому искусству, полагал Гоголь, лежит через личный подвиг художника. Нужно умереть для мира, чтобы пересоздаться внутренне, а затем вернуться к творчеству.

Зимой 1843–1844 года в Ницце Гоголь составляет сборники выписок из творений святых отцов и богослужебных книг.
Эти выписки нужны были ему не только для духовного самообразования, но и для предполагаемых писательских целей.
В статье «В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность» Гоголь, в частности, замечал:
«Ещё тайна для многих этот необыкновенный лиризм — рожденье верховной трезвости ума, — который исходит от наших церковных песней и канонов…»

Тайна этого лиризма была открыта Гоголю и известна не понаслышке, а из личного опыта.
Как явствует из содержания тетради, он внимательно прочёл Минеи за полгода — с сентября по февраль — и сделал выдержки на каждый день.

Тогда же в Ницце ГоНательный крестголь пишет духовно-нравственные сочинения «Правило жития в мире» и «О тех душевных расположениях и недостатках наших, которые производят в нас смущение и мешают нам пребывать в спокойном состоянии».

К жанрам позднего творчества Гоголя можно отнести составленные им молитвы, а также систематизированные выписки из творений святых отцов и учителей Церкви — труды, характерные скорее для такого писателя-аскета, каким был, например, Святитель Игнатий (Брянчанинов), чем для светского литератора.
Молитвы Гоголя, написанные во второй половине 1840-х годов, свидетельствуют о его богатом молитвенном опыте и глубокой воцерковлённости его сознания. И в жизни, и в творчестве Гоголь шёл трудным путём очищения, восстановления в себе образа Божия, воцерковления своих писаний.

После Веймара Гоголь не раз ещё пытался если не постричься в монахи, то хотя бы приблизиться к монастырю — в конце жизни он собирался на Святой Афон и трижды посетил Оптину Пустынь.
Возможно, Гоголь имел намерение остаться в монастыре.
Оптинский старец Варсонофий рассказывал в беседе со своими духовными чадами, что незадолго до смерти Гоголь говорил своему близкому другу: «Ах, как я много потерял, как ужасно много потерял...» — «Чего? Отчего потеряли Вы?» — «Оттого, что не поступил в монахи. Ах, отчего батюшка Макарий не взял меня к себе в скит
Это предание отчасти подтверждается свидетельством сестры Гоголя Анны Васильевны, которая сообщала Владимиру Шенроку, биографу писателя, что брат её мечтал поселиться в Оптиной Пустыни.

По словам Василия Андреевича Жуковского, настоящим призванием Гоголя было монашество.
«Я уверен, — писал Жуковский Петру Александровичу Плетнёву в марте 1852 года из Бадена, получив известие о смерти Гоголя, — что если бы он не начал свои Мёртвые Души, которых окончание лежало на его совести и всё ему не давалось, то он давно бы стал монахом и был бы успокоен совершенно, вступив в ту атмосферу, в которой душа его дышала бы легко и свободно».

Умирал Гоголь с чётками в руках. Перед кончиной он дважды исповедался и причастился Святых Таин, а также пособоровался.
Последними его словами, сказанными в полном сознании, были: «Как сладко умирать!»
Накануне, часу в одиннадцатом, он громко произнёс: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!..»
Подобные же слова о лестнице перед смертью сказал Святитель Тихон Задонский, один из любимых духовных писателей Гоголя, сочинения которого он перечитывал неоднократно.
После кончины Гоголя в его бумагах были обнаружены обращение к друзьям, наброски духовного завещания, молитвы, написанные на отдельных листках, предсмертные записи.

«Молюсь о друзьях моих. Услыши, Господи, желанья и моленья их.
Спаси их, Боже. Прости им, Боже, как и мне, грешному, всякое согрешенье пред Тобою.
Будьте не мертвые, а живые души.
Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк прелазай иначе есть тать и разбойник.
Помилуй меня, грешного, прости, Господи!
Свяжи вновь сатану таинственною силою неисповедимого Креста

В завещании своём Гоголь советовал сёстрам открыть в деревне приют для бедных девиц, а по возможности и превратить его в монастырь, и просил:
«Я бы хотел, чтобы тело моё было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались».

профессор В.А.Воропаев


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 226