Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту

8 марта – ?

8 марта

По своей непостижимой нами и неизреченной мудрости Господь даровал человеку бессмертную душу и свободу. А ещё два инструмента, пригодные для жизни временной, на земле: совесть и разум.
Совесть
– это компас, ориентирующий нас на то, где находится добро и где зло.
Разум дан для принятия нами решения о том или ином поступке. И об ответе за принятое решение.

«Всё мне позволительно, но не всё полезно», – предупреждает нас апостол Павел (1 Кор.6 ,12). И ещё.
В воспоминаниях об убиенном Оптинском иеромонахе Василии встречается такой краткий диалог: «Батюшка, я хочу сделать то-то и то-то». – «А зачем

Помимо самых дорогих для нас, христиан, церковных праздников, торжества бывают семейными, профессиональными, народными, государственными...
Как возникают праздники?
В основе их лежит какое-то событие, например, рождение человека; окончание сельскохозяйственной страды; победа над врагом.
В истинном государственном празднике всегда возможно почерпнуть назидание от исторического события.

Так, 9 мая – праздник Победы, приподнимает нас над будничным, напоминает о светлых чувствах: долга, любви к Родине и людям, о мужестве, благодарности тем, кто отдал за нас жизнь или готов был это сделать.

Память святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна празднуется несколько раз в году, в том числе первое и второе обретение его честной главы – 8 марта. События эти (два обретения) произошли в 4-м и 5-м столетиях.
Обретена была Глава, отсечённая по воле нечестивой женщины, Иродиады, после страстного танца её дочери.
В день отсечения главы Предтечи Господня Иоанна, 11 сентября, Церковь предписывает строгий пост.

Самое невероятное, удивительное, космического масштаба событие – Воскресение Христово.
Первыми, кто отважился прийти ко гробу и помазать по закону Тело Господа, были женщины. Они несли с собой благовонное миро, поэтому вошли в историю как жёны-мироносицы.
Кроме того, подразумевается, что любая женщина должна нести в душе и дарить окружающим мир (хотя в церковнославянском языке современная буква «и» в словах «миро» и «мир» пишутся по-разному). Именно этим женщинам дано было первым увидеть, что Христос Воскресе из мертвых: гроб пуст, только погребальные пелены лежат на нём. Именно они, женщины, возвестили ученикам Иисуса Христа – апостолам – эту Благую Весть (Евангелие).
Почему именно женщинам Господь благоволил быть первыми – одна из тайн Его, но и милость, но и надежда на нас, немощных.
Память этого события, праздник о подвиге первых христианок – жен-мироносиц, последовавших за Господом, Церковь отмечает через две недели после Пасхи.

Мы вступили в самый духовно сосредоточенный период года – Великий пост, когда человек, стремясь получить максимальную пользу для своей души, а значит и для спасения, для жизни вечной, сознательно ограничивает себя во многом.
Самое позднее начало поста возможно 5 марта. Всегда 8 марта выпадает на пост и нередко на первую его неделю.

Возвратимся к всемирной истории.
Поклоняться женщинам именно 8 марта начали ещё древние римляне.
В этот день матроны — свободнорожденные женщины, состоящие в браке, — получали от своих мужей подарки и были окружены вниманием и заботой.
Кроме того, 8 марта даже рабыни освобождались от всяческих обязанностей.
Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на голове, римлянки приходили в храм богини Весты — в языческом представлении хранительницы домашнего очага.

В конце 19 столетия в мире начались бурные, по сути богоборческие, движения, в том числе за равноправие женщин (естественно, по инициативе самих женщин).
Богоборческие хотя бы потому, что Бог, сотворив первого человека, Адама, дал ему жену в помощницы, а после грехопадения однозначно разделил их функции.
«Жене сказал: …в болезни будешь рожать детей; и к мужу влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: …в поте лица твоего будешь есть хлеб твой» (Быт. 3, 16-17, 19).
Разумеется, результатом такой борьбы стало и отрицание Бога – атеизм.

Одним из лидеров такого движения за эмансипацию женщин была немка из лютеранской семьи Клара Эйснер (по мужу Цеткин).
Именно она на международной конференции женщин в 1910 году в Копенгагене провозгласила идею ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата.
Дата празднования некоторым образом привязана к дням, в который празднуется иудейский Пурим – праздник в честь избиения врагов, более конкретно – освобождения от власти персов (Ветхий Завет, Книга Эсфири).

В Российской империи (в состав которой входила и бóльшая часть современной Украины) впервые отмечался в 1913 году.
С первых лет Советской власти 8 марта стал государственным праздником. Сначала его называли «днём женского Рабочего Интернационала».

Атеистическая власть, установившаяся в России, подменила много церковных понятий.
Вспомним «Кодекс строителя коммунизма» (Заповеди Господни наоборот) или «рыбные дни» во вторник и четверг (взамен постных дней среды и пятницы, наполненных истинным покаянным смыслом).
Одна из таких подмен – празднование «женского» дня не в день жен-мироносиц, а ради женщин-богобориц.
И ещё одна: 23 февраля 1918 года революционерами – руководителями тогдашней России был подписан с германцами Брестский мир, унизительнейший для страны и не имевший особой необходимости.
В том же году была проведена реформа календаря, по которой 23 февраля превратилось в 8 марта.
Нет правды и в том, что это международный день. По крайней мере, сегодня его не празднуют ни в одной стране, где зарождалось это движение.

Любое начинание проверяется временем. О духе его говорит результат.
На уровне быта – один маленький пример. Много лет на заводе подводных лодок в Мариуполе протрудилась святогорская монахиня Варвара (упокой, Господи, её душеньку). Проработала сварщицей.
Знаем и об асфальтоукладщицах, и о главах государств…
Бунт женщин за свои мнимые права в семье – и вот семьи как малой Церкви почти не встретишь.
Равноправие – и на улицах услышишь самую грубую брань из уст молоденьких мам, нежных девчушек – наравне, а то и громче мужчин…
Не перечислить, какой «вклад» внесло это движение в разрушение мирного духа и общества в целом.

Но все мы, кто откликнулся на зов Господа и стремится жить по заповедям, кто нашёл дорогу в храм: ведь мы живём среди, в основном, не верующих людей.
Нередко это наши самые близкие. Те, кто вырастил нас; кто ночи проводил у наших кроваток, когда мы болели; кто вложил в нас то доброе, показал своею жизнью, за что, возможно Господь и привёл нас в Свой дом.
Как быть с нашими бабушками-тётушками-мамочками, для которых 8 марта – по-прежнему милый, долгожданный праздник?
Праздник, в их понимании совсем не несущий идеологической, политической, исторической, религиозной мысли.
Нежный праздник грядущей весны, пробуждения природы, в чём Святитель Игнатий (Брянчанинов) так тонко подмечал прообраз будущего всеобщего воскресения из мертвых?
С которым связаны появление в доме первых весенних цветов – ещё не так давно исключительно мимозы и тюльпанов, сейчас – любых, на любые возможности и вкусы.

Неужели мы окажемся такими негибкими, нелюбящими, такими нехристовыми, что ради наших совсем пожилых родственниц  не найдём в себе тёплого чувства, чтобы проявить в этот день особое внимание к ним?
Просто ещё раз не побудем с ними рядом в любви, оторвавшись от своего ритма жизни?
Не наполним молитвой (пусть не совместной) наше общее пока ещё на земле пространство?
Вразуми же нас, Господи!  Вразуми и помоги нам жить по любви, не заглушать голоса совести, поступать по разуму.

Размышляла и сомневалась
грешная р.Б. Евгения Ерёменко

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 977