Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 117 март 2012 г. >> «Пению время, молитве час!» Из истории богослужебного пения (4)

s «Пению время, молитве час!» Из истории богослужебного пения (4)

Учебный часослов
Читайте также:
 

В одной древней рукописной книге, учебнике византийской музыки, приводится следующий разговор учителя и ученика.
Ученик говорит:

"Учитель, прошу тебя именем Господа, покажи и изъясни мне музыкальные знаки, да преумножит Бог тот талант который Он дал тебе".
Учитель же отвечал:
"Если столь, брате, жаждешь научиться, собери ум свой и слушай меня.
Я научу тебя тому, чего ты просишь, согласно с тем, что мне откроет Бог
".
Слова эти лишний раз убеждают нас в том, что церковная музыка – не произвольное художественное самовыражение.
Учитель музыки преподает ту музыку, которую он воспринял от своих учителей как дар, как талант, а ученик принимает её со вниманием, почтением и благочестием.

В Церкви всё имеет целью спасение человека, а потому, как догматы, так и литургические действия имеют нравственную ценность.
Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет:
«Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1 Кор. XIV, 12).
Естественно, что и всякое церковное искусство должно иметь назидательное значение.
Назидание возможно лишь при вполне сознательном определённом выражении мысли.
А поскольку только слово способно точно выражать конкретные мысли и идеи, богослужение и состоит в основном из слов, соединённых с музыкальным звуком.
Если мы уберём слова, сохранив лишь музыкальную сторону богослужения, то увидим, что музыка, сама по себе, создаёт только определённое настроение, которое можно характеризовать лишь общими выражениями как «грустно», «торжественно», «радостно» и т.п. однако эти характеристики не несут в себе конкретного смысла (почему «грустно»? почему «торжественно»? и т.д.).
Только при сочетании слова с музыкой можно говорить о причинах появления того или иного настроения.
Лишь слово способно наделить музыкальные звуки определённым смыслом.
Настроение же само по себе не назидает, оно лишь может благоприятно подготовить почву для восприятия назидательных мыслей.

Эту мысль высказывал святитель Василий Великий:
«Дух Святый знал, что трудно вести род человеческий к добродетели, что по наклонностям к удовольствиям мы нерадим о правом пути жизни.
Что же Он соделывает? К учениям примешивает приятность мелодии, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. На сей-то конец изобретены для нас стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом или вообще не возмужавшие нравами по видимому только пели их, а в действительности обучали свои души
».
Подготавливая таким образом почву для восприятия слова, пение имеет большое психологическое значение.
Оно ведёт чувство в известном направлении и должно помогать сердечному вниманию.

Вот главная причина того, почему православная церковь так решительно отвергает при богослужении инструментальную музыку, хотя бы только для поддержания пения, так что в храме не должен ни раздаваться, ни даже находиться какой-либо музыкальный инструмент.

Существует ещё одно, пусть менее глубокое объяснение: инструментальная музыка звучала при языческих культовых церемониях, христиане же славят живого, истинного Бога не бездушными предметами, но благороднейшим естественным инструментом – человеческим голосом.

 

С помощью Божией продолжение последует

 


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 228