К страшной очистительной смерти Богочеловека Господь готовил людей не только пророчествами, но и некоторыми знаменательными событиями.
Так, агнец пасхальный, которого должны были съесть евреи перед выходом из Египта, заключал в себе подобие Агнца Божия и Его крестной смерти.
Вот лишь одна черта этого подобия.
Так как в эту ночь должны были быть истреблены все первенцы египетские, то, чтобы вместе с ними не погибли и первенцы евреев, им заповедано было помазать кровью этого агнца входы в свои дома.
Так кровь жертвенного агнца стала средством спасения. Так и Кровь Агнца непорочного, Господа нашего Иисуса Христа – спасение людей.
Воспоминанием этого пророчества и начинается принесение бескровной жертвы. некоторые слова из этого пророчества произносит иерей, когда отделяет часть просфоры.
А так как на основании этого пророчества святой Иоанн Предтеча назвал господа Иисуса Агнцем:
«Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грех мира» – то и часть просфоры, предназначаемая быть Телом Господа Иисуса в очищении грехов всего мира, получила название «Агнец».
Поставив на дискос отделённую середину просфоры печатью вниз, иерей делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати) и говорит: «Жрется (то есть, приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй грех мира за мирский живот и спасение».
Затем от пророчества он переходит к самому событию и, касаясь копием правой стороны агнца, говорит:
один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин. 19, 34-35).
Вместе с тем в Чашу (по-гречески - Потир) вливается вино, немного растворённое водой в воспоминание того, что из пронзенного ребра Христова истекла кровь и вода.
Исторические свидетельства об Агнце и его приготовлении не отличаются глубокой древностью.
Свидетельства об Евхаристическом Агнце начитают встречаться с IX-X веков, хотя его приготовление не является ещё общепринятым литургическим действием.
Первое по времени упоминание об Евхаристическом Агнце принадлежит Константинопольскому патриарху Герману (умер в 740 г.).
В основной части это последование священнодействий сложилось в X-XII веках, остальные добавления были сделаны в XIV-XV веках.
Отсутствие древних свидетельств об Евхаристическом Агнце объясняется тем, что проскомидия, на которой он приготовляется, – явление сравнительно позднее.
В течение долгого времени она состояла в простом выборе из принесённых народом хлеба и вина лучших.
Выбранный хлеб освящался в целом, нетронутом виде, в котором приносился и раздроблялся на части только непосредственно перед приобщением. |