|
|
«Все дни превосходит святая и великая Четыредесятница, но больше святой Четыредесятицы святая и великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия великая и святая Суббота.
Называется эта седмица великою не потому, что её дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя»
(из Синаксаря).
|
Последняя седмица перед Пасхою называется Страстною потому, что в эти дни мы вновь и вновь вспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий – страстей, смерти и погребения, вновь проживаем их.
Каждый день Страстной седмицы тоже называется Великим и посвящён особому воспоминанию.
|
|
Так в Великий Понедельник на богослужении читается евангельская притча о бесплодной смоковнице.
Под этой смоковницей Святая Церковь подразумевает иудейское общество, не узнавшего истинного Спасителя, и, таким образом, не принесшего истинного плода, а только сухо исполнявшее закон.
Но напрасно выросшая смоковница, не давшая плода – это и каждый из нас, когда мы не приносим плода искреннего покаяния.
Второе евангельское чтение этого дня – о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг, а потом и сына своего хозяина ради наживы.
И эта притча касается нас: в ней осуждаются христиане, дерзнувшие нарушить заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающие распинать Сына Божия своими прегрешениями.
Третье евангельское чтение этого дня – о судьбе отступившего от живого Бога иудейского народа и о кончине мира.
Это призыв к нам не терять великодушия среди зол окружающего мира, быть беспристрастрыми, терпеливыми, не терять надежды на милость Божию, не прекращать молитвы, быть внимательными в деле собственного спасения. |
|
|
В понедельник Иисус Христос с учениками возвратился в Вифанию.
Ночь на вторник провёл там же, и утром в Великий Вторник пришёл в храм Иерусалимский.
Одна из притч, с которыми Он обращался к народу, была о десяти девах.
Пятеро из них оказались готовыми к встрече Жениха, пятеро же в суете позабыли о главном.
Эта притча напоминает нам о том, что ответ за всё, сделанное и несделанное в этой жизни нам придётся принести неожиданно, в неведомый нам миг.
Поэтому готовым к этому нужно быть всегда. |
|
Ночь на среду Господь также провёл в Вифании.
В Великую Среду на последней в Великом посту Литургии Преждеосвященных Даров евангельское чтение повествует нам о некоей женщине-грешнице, купившей дорогое миро, и полившей им голову Спасителя.
Сам Господь Иисус Христос рассудил, что этим она уготовала Его к предстоящему вскоре погребению.
Тогда же Иуда из-за любви к материальному принял страшный помысел, погубивший для вечности его душу: предать Иисуса иудейскому совету.
Поэтому в службе Среды прославляется бескорыстие и проклинается сребролюбие и предательство. |
|
Великий Четверг
В этот день мы проживаем события, случившиеся накануне мучений и смерти.
На последней трапезе – Тайной вéчере – Спаситель установил великое таинство Причащения.
Разломив хлеб и дав его ученикам-апостолам, Он сказал, что этот благословенный Им хлеб – истинное Его тело.
«И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
В этот день мы стремимся причаститься – соединиться со Христом.
После трапезы все пошли на гору Елеонскую.
Там, в месте Гефсимания, Господь наш молился до кровавого пота Отцу Своему как человек, чувствуя чашу страданий и совершенно предаваясь воле Его.
Туда же, в Гефсиманию, предатель Иуда приводит вооружённых людей.
Целует Господа, якобы приветствуя, а на деле указывая на Него.
|
|
Великая Пятница
Каждый час этого дня наполнен страданиями Господа нашего Иисуса Христа.
По словам святителя Иоанна Златоустого, каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешанного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; всё тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».
Происходившее отражено в богослужениях этого дня.
Взятие Спасителя в Гефсиманском саду,
осуждение на муки и смерть архиереями и старейшинами на Утрене;
ведение на допрос к Пилату – в 1-м часе;
осуждение на суде у Пилата – в 3-м часе;
время страданий на кресте – в 6-м часе;
смерть – в 9-м часе;
снятие тела Господа с креста – в Вечерне.
В Великую Пятницу литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принёс себя в жертву.
Богочеловек на Кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, исповедует Его невинность и Божество.
Для славы Распятого следуют одно за другим страшные знамения, возвещающие о искупительных страданиях и смерти Святейшего и вразумлявшие распинателей (1 Кор., 2, 8).
Во храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (Евр. 9, 8).
|
|