Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 118 апрель 2012 г. >> «Пению время, молитве час!» Из истории богослужебного пения (5)

«Пению время, молитве час!» Из истории богослужебного пения (5)

Церковное пение

 

 

"Ничто, — говорит святитель Иоанн Златоуст,— ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает её от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь" (из Беседы на 41-й псалом).

С религиозной точки зрения способность к пению составляет отличительное свойство только разумных существ —ангелов и людей.
Пение, как и речь, служит у тех и у других выражению высоких чувств богопочтения. Люди знали о сходстве своих хоров с небесными хорами ангелов.
Особенно выдающееся пение издревле определялось как "ангельское".

В Священном Писании, в явлениях святым и праведным людям, ангелы представляются сонмом, разделенным на лики или хоры, поющим хвалу Триединому Богу.

Пророк Исайя видел Серафимов, окруживших Престол Божий и взывающих друг ко другу: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф" (Ис. 6,3).
Пение ангелов слышал пророк Иезекииль.
Новозаветный тайновидец Иоанн в разных местах своего Апокалипсиса неоднократно упоминает о пении блаженных небожителей.

Первые два века христианского песнотворчества овеяны духом импровизации.
Плодом её стала вдохновенная богослужебная поэзия гимнов и псалмов, песен хвалы и благодарения…
Даже и вне богослужения, при выражении обычной житейской радости, апостол Иаков советует: "Благодушествует ли кто, да поет". (Иак., 5, 13).
Распространяя Христово учение и устрояя Церковь, апостолы весьма заботились о богослужебном пении. "Егда сходитеся, кийждо в вас псалом имать",— наставляет ап. Павел (I Кор., 14, 26).
В Апостольских постановлениях обязательность и даже способ богослужебного пения уже узаконены: "... после двух чтений... пусть поют псалмы Давида, а народ да повторяет голосно концы стихов" (Кн. II, гл. 57).
На молитвенных собраниях и богослужениях первые христиане пели кроме псалмов Давида и ветхозаветные гимны — две песни Моисея "Поим Господеви" и "Вонми небо"; песнь пророчицы Анны "Утвердися сердце мое о Господе"; песни пророков Аввакума, Исайи, Ионы.
Пелись и новозаветные раннехристианские песнопения—ангельское славословие "Слава в вышних Богу", песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа", песнь Симеона Богоприимца "Ныне отпущаеши".
Уже в апостольские времена были составлены и сохранились доныне: великое славословие "Слава в вышних Богу", "Свете тихий", "Да молчит всякая плоть" (из Литургии ап. Иакова), "Слава Тебе, Господи, слава Тебе" (певшееся, как и теперь перед и после Евангелия), входный гимн "Приидите, поклонимся" и др.
И, наконец, существовали песнопения-импровизации, которые пелись на молитвенных собраниях.
Возможность таких импровизаций была тогда даже закономерна при том подъеме духа и горячности веры, которая была у первых христиан, непосредственно общавшихся с самовидцами Господа — апостолами Его.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 13