Христос вознесся на небо с горы Елеонской (см.: Деян. 1, 12), где так часто проводил ночи в молитве, где предал Его Иуда, откуда начинался Его голгофский путь.
Христос возносится на небо, где подобает Ему быть и где Он должен приготовить место для нас:
“Я иду приготовить место вам” (Ин. 14, 2).
Как в Ветхом Завете первосвященник входил во Святая святых, чтобы ходатайствовать за людей перед Богом, так и Христос возносится на небо, чтобы ходатайствовать за нас (см.: Евр. 7, 25).
Уже одно Его присутствие на небе достаточно для нас, ибо Освятивший и Возвысивший в Его Лице человеческую природу покроет милостью и тех, ради которых Христос принял человеческое естество.
Итак, “
нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все” (Еф. 4, 10).
Христос вознесся на небо Своею Божественною силою.
Облако, которое сокрыло Его от очей апостольских, было не средством перенесения, а почестью Божества, как и слава Бога Израилева в виде облака наполняла скинию.
“И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию” (Исх. 40, 34).
Место Его после Вознесения — место “
превыше всех небес”.
Почему же апостолы после Вознесения, разлучившись со Христом, возвращаются во Иерусалим без печали, но с радостью?
Они запомнили прежде всего обещание Христово:
“Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь” (Мф. 28, 20).
Он, Вездесущий и Всеисполняющий, всегда с нами и Своим Божеством и Своим человечеством: в мире, в Церкви, в Евхаристии, в жизни, в душе.
Вознесение Христово укрепляет нашу веру, которая и состоит в том, чтобы верить в невидимое.
Велика была заслуга апостолов, ибо они через видимое человечество Иисуса Христа уверовали в Его Божество.
Но ещё большая заслуга тех, которые верят в Него, не видевши:
“Блаженны невидевшие и уверовавшие” (Ин. 20, 29).
Вознесение Христово утверждает нашу надежду. Уже сам факт, что Христос человеческую природу вознес на небо, дает нам надежду, что и мы там будем.
Кроме того, Сам Христос говорил:
“И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Ин. 14, 3).
Вознесение Христово возгревает в нас любовь к небесному. Апостол Павел говорит:
“Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном” (Кол. 3, 1–2); ибо “где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 21).
А о том, что Дух Святой есть та самая любовь, которая устремляет нас ко всему небесному, говорит Божественный Учитель Своим ученикам:
“Лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам” (Ин. 16, 7).
“
С глаз долой — из сердца вон”, — эта поговорка справедлива только в отношениях между людьми, но не в отношении человека к Богу.
Здесь правильнее будет обратное: “
Далеко от очей — близко сердцу”.
Но ведь и по Вознесении Христос не скрылся от взоров человеческих: Он явился на пути в Дамаск, чтобы из Савла, преследовавшего Церковь, сделать апостола народов.
Можно с верой полагать, что являлся Он и Своей Пресвятой Матери, пока Она пребывала на земле.
Являлся Он многим святым угодникам. Увидим и мы Его при кончине мира, когда Он придёт судить мир.
Самое главное для нас — приложить все силы и старания, чтобы в тот, последний день мира показать праведному Судии и засвидетельствовать перед Ним, что Его Вознесение действительно было для нас укреплением веры, утверждением надежды и возгреванием любви.
Если это совершится, тогда мы услышим из уст Божественного Спасителя:
“Приидите... наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Мф. 25, 34).
Аминь.