Иисус, покидая Своих учеников, ничего после Себя не оставил: ни одного написанного слова, ни одной фразы «под диктовку», никаких закрепленных Его авторитетом вещественных атрибутов основанной Им религии.
Зачем же Он покинул своих последователей и что Он им оставил?
Парадокс евангельской вести
По свидетельствам апостолов, в течение сорока дней после страданий на кресте и смерти Иисус являлся Своим ученикам, дав им множество доказательств того, что жив: они Его видели, и Он говорил с ними о Царстве Божьем.
Затем Он вывел их из города и, подняв руки, благословил их и стал у них на глазах возноситься на небо, и облако скрыло Его из виду.
Ученики возвратились оттуда, с горы, которая называлась Масличной, в Иерусалим.
С тех пор они постоянно собирались, восхваляя Бога, и везде проповедовали — и Господь содействовал им и подкреплял их проповедь чудесами.
Иисус нигде не предлагал схемы: я сделал то-то и то-то и достиг этого, повторяйте за мной –– и спасение гарантировано.
Цель жизни Христа, по Его свидетельству, пролить кровь за людей, спасти их.
Эта миссия не может быть предложена никому. Призывы следовать примеру Христа есть в Евангелии, но все же основной разговор о другом.
Ученики Иисуса призваны своей любовью откликнуться на Его любовь и приобщиться к Нему, как веточка прививается к лозе.
Спаситель предлагает поверившим в Него людям Самого Себя не в качестве примера для подражания, а как живой корень, к которому необходимо привиться.
Если осмыслить сказанное, то мы сталкиваемся с парадоксом.
Главное в христианстве Христос. Без Него все бессмысленно. И в то же время Он Сам уходит от учеников к Отцу Небесному.
На его месте какой-нибудь основатель другой религии не акцентировал бы столько внимания на себе, а привлек бы внимание последователей к чему-то, что останется, например, к книге или молитвенно-дисциплинарной практике.
Но Иисус говорит ученикам, что они станут Его свидетелями, теми, кто возвестит всему миру именно о Нем.
И никакого вещественного наследства или хотя бы завещания Он им не оставляет.
Что Иисус оставил после себя?
Евангелие говорит о следующем. Христос после своего воскресения и длительного общения с учениками, оставляет общину своих последователей и утверждает, что, несмотря на уход к Отцу, Он будет с ними.
За несколько часов до своего ареста Иисус на последней своей трапезе предлагает ученикам нечто парадоксальное.
Он дает апостолам благословленные Им хлеб и вино, как собственные Тело и Кровь.
Через эти Дары, через постоянное вкушение их, апостолы, а за ними и все христиане призваны обретать единение со Христом.
Более того, Христос обещает, что пошлёт ученикам Духа Святого, Который будет с ними, Который научит их всему, Который будет их поддержкой и опорой.
Таким образом, Евангелие говорит, что уйдя от учеников, покинув их, Христос вновь и вновь в ответ на веру и любовь вступает с ними в общение во время собраний общины на молитву и преломление Хлеба (так в древности называли Причастие).
Многим людям в разные времена вышесказанное казалось абсурдом.
Уж слишком все неконкретно, нечего, как говориться пощупать, нет формального и ощутимого критерия проверки истинности.
Но именно в этом-то я и усматриваю чудо христианства и мудрость того, что сделал Христос.