Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 121 июнь 2012 г. >> Архиепископ Иоанн (Максимович). Откровения Святой Троицы

Архиепископ Иоанн (Максимович). Откровения Святой Троицы

Пресвятая животворящая Троица
Читайте также о праздниках:
 

В Ветхом Завете есть только неясные указания на Божественную тайну Святой Троицы.
Святая Библия говорит, что пред сотворением человека Бог сказал:

«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», чем указывается, что Бог — не одно Лицо.

Но сколько Лиц в Боге и кто Сии Собеседники и Сотворители — о том указания нет.
И другой раз, уже несколько яснее, но также только в видимом образе трех Ангелов, открывается Божественная Троица праведному Аврааму.

В Новом Завете трижды раскрывается тайна Святой Троицы: в Крещении, Преображении и Сошествии Святого Духа.

В Крещении раздался Божественный глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», когда воплотившийся Сын Божий,
Богочеловек, вступил на подвиг спасения человека. Здесь — слава Бога Отца, и ликование Его при виде такого подвига любви.
Бог Сын стоит в струях Иордана в зраке раба, и Бог Дух Святой, в виде голубине, поддерживает слово Отца, свидетельствующее о Божестве Сына, смиренно склонившего голову под десницу Предтечи.

В Преображении снова раздались те же Божественные глаголы, с добавлением: «Того послушайте».
Здесь — слава Сына Божия: в Богочеловеке человеческое естество озаряется Божественной славой.
Он является апостолам как всемощный Владыка живых и мертвых, чтобы потом они, видя Его распинаема, поняли, что Господь Иисус Христос вольной волею принял смерть, поняли славу Божественной любви!

И, наконец, после Воскресения и Вознесения, когда раскрыта святым апостолам тайна Божественной любви и пути спасения человека, тогда снова совершается откровение Святой Троицы в явлении Бога Духа Святого.
Здесь — слава Духа Святого и Его всемощной силы, возрождающей и преображающей человека на Божественном пути спасения.
Здесь — Дух Святой исполняет обетование Сына и завершает Его дело спасения.
Так совершилось откровение Святой Троицы: в славе Бога Отца, в славе Бога Сына и в славе Бога Духа Святого.
Так совершилось откровение Святой Троицы единосущной, единомощной, единомысленной и единославной.
Так раскрывается Тот, Кто сказал: «сотворим» по образу Нашему».

Тайна творения мира есть тайна Святой Троицы.
Мир Бог создал Словом: «рече и быша».
«Словом» Святая Библия называет Бога Сына.
Слово Божие — не тольПресвятая животворящая Троицако как наше слово — звук, а есть творческая Божественная Сила, личное проявле ние Премудрости Божией: «В начале бе Слово» и «Слово было Бог».

Бог Отец творит мир через Сына. Бог Сын, Слово Божие, творит мир с Духом Святым, Духом жизни, по начертанию Бога Отца.
Святая Библия говорит, что когда был создан мир, Дух Святой «ношашеся» — носился над еще не имевшим вида миром. Славянское слово «ношашеся» не полностью передает библейское выражение.
По еврейскому подлиннику надо разуметь не только то, что Дух Святой находился — носился — над тем миром, но ещё и то, что у него было особое отношение к тому миру, что он как бы согревал его, как наседка, высиживающая цыплят.

Мир любим Богом, как призванный к участию в Божественной жизни и славе — через человека.
После грехопадения весь вещественный мир испытал последствия того события и разделил осуждение человека.
Потому, когда начинается спасение человека, то готовится и обновление мировой стихии.
На Иордане устанавливается основа спасения человека — покаяние, и водная стихия призывается служить обновлению человека.
«Днесь вод освящается естество» — поет Церковь на Богоявление — весь вещественный мир, в лице водной стихии, призывается служить новой жизни.

Освящается сначала вода, так как первый мир, «небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Пет. 3, 5).
В Преображении прославляется Богочеловек.
Его слава — не видение только и образ, но подлинное прославление и преображение естества человеческого и откровение новой жизни. Преобразившись, Господь показал славу Небесного Своего Царства и славу Своего обожествленного человеческого естества, дабы апостолы, видя потом Его страдания и уничижение, поняли, что это есть путь, коим и им надлежит идти, дабы в Царстве Христовом также сиять тем Светом Божественной славы.

В сошествии Святого Духа человек, а через него и весь мир, призывается приобщиться той Божественной жизни и славы.
Преображается дух человека, приемлющего Духа Святого и желающего той новой жизни.
Дух Святой сошёл на апостолов, а через них на всех, идущих путём спасения.
Он сошёл в огненных языках: возрождающая и преображающая сила Святого Духа попаляет всё грешное, и мир войдёт в новую жизнь, очистившись огнем.
Дух Святой дает человеку силу принять созданную Сыном Божиим новую жизнь, приобщиться и природниться Ему.
При сотворении первого мира сперва был создан мир вещественный, после — человек, и потом ему был дан Богоподобный дух — «вдунул Бог дыхание жизни».
Так в создании обновлённого мира сперва была освящена вода — вещественный мир — в Крещении;
за сим — естество человеческое — в Преображении;
и, наконец, совершилось возрождение и преображение духа человеческого — в Сошествии Святого Духа.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 14