Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 122 июль 2012 г. >> «Пению время, молитве час!» Из истории богослужебного пения (6)

«Пению время, молитве час!» Из истории богослужебного пения (6)



(
Из истории богослужебного пения-6)

Преобладавшими по своей духовной мощи нациями в древней христианской церкви были евреи и греки.
Поэтому и богослужебное пение её развивалось на основе культурного достояния этих двух наций.

Источник как еврейской, так и греческой музыки и пения – музыка и пение египтян.
Родоначальники греков – выходцы из Египта, родоначальники евреев – сыновья Иакова и Иосифа, поселившиеся и умершие в Египте.
По замечанию Филона и Климента Александрийского, Моисей был обучен египетскими жрецами геометрии, поэзии и музыке.
По замечанию Плутарха, Пифагор – математик и один из основателей древне-греческой музыкальной системы – был обучен музыке египетским жрецом Онуфрисом.

Кроме своеобразного направления, выработанного со временем в музыкальном творчестве той и другой нации, их различие сказалось уже в том, что пение евреев принадлежало избранным певцам.
Оно развивалось благодаря практике без теоретической обработки мелодий.

В Греции пение и музыка имели государственное и образовательное значение.
Разрабатывались они преимущественно со стороны теоретической и акустической, со стороны внешней стройности и порядка.
При этом внутреннее содержание, богатство и разнообразие мелодий было не главным.
Обе эти народности, еврейская и греческая, внесли свою лепту от духовных даров: древнюю еврейскую мелодию и теоретическую греческую систему.

sО богослужебном пении первых двух веков христианской церкви история сохранила немногие свидетельства.
По всей видимости, пение Спасителя после Тайной Вечери положило начало новозаветному богослужебному пению.
Современные апостолам пение псалмов, гимнов и песней духовных, вновь составляемых, было дальнейшим шагом.
Здесь помимо исполнения мелодий древних, ветхозаветных, является уже новое благодатное творчество песнопений новозаветных: апостол Павел убеждает ефесян и колосян назидаться псалмами, пениями и песнями духовными.
Если псалмы общеизвестны в ветхозаветной церкви, то так называемые пения в иудейской церкви появились значительно позже, под влияние греческой музыки на еврейскую.

Песни духовные
представляют собой уже новый род духовно-мелодического творчества юной христианской церкви.  
В первые годы христианской богослужение было близко ветхозаветным богослужениям, совершающимся в храме.
Апостолы и первые христиане, с одной стороны, пребывали всегда в храме, «прославляя и благословляя всегда Бога», с другой стороны, они собирались своими общинами по домам.

Соответственно этому существовало и два вида пения: ветхозаветное храмовое и народное (домашнее пение собственно христианских собраний). Именно последнее и положило начало новозаветному пению.

По книге «История богослужебного пения»,
составитель Б.Б.Лебедев

С помощью Божией продолжение последует

 


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 8