Преобладавшими по своей духовной мощи нациями в древней христианской церкви были евреи и греки.
Поэтому и богослужебное пение её развивалось на основе культурного достояния этих двух наций.
Источник как еврейской, так и греческой музыки и пения – музыка и пение египтян.
Родоначальники греков – выходцы из Египта, родоначальники евреев – сыновья Иакова и Иосифа, поселившиеся и умершие в Египте.
По замечанию Филона и Климента Александрийского, Моисей был обучен египетскими жрецами геометрии, поэзии и музыке.
По замечанию Плутарха, Пифагор – математик и один из основателей древне-греческой музыкальной системы – был обучен музыке египетским жрецом Онуфрисом.
Кроме своеобразного направления, выработанного со временем в музыкальном творчестве той и другой нации, их различие сказалось уже в том, что пение евреев принадлежало избранным певцам.
Оно развивалось благодаря практике без теоретической обработки мелодий.
В Греции пение и музыка имели государственное и образовательное значение.
Разрабатывались они преимущественно со стороны теоретической и акустической, со стороны внешней стройности и порядка.
При этом внутреннее содержание, богатство и разнообразие мелодий было не главным.
Обе эти народности, еврейская и греческая, внесли свою лепту от духовных даров: древнюю еврейскую мелодию и теоретическую греческую систему.
О богослужебном пении первых двух веков христианской церкви история сохранила немногие свидетельства.
По всей видимости, пение Спасителя после Тайной Вечери положило начало новозаветному богослужебному пению.
Современные апостолам пение псалмов, гимнов и песней духовных, вновь составляемых, было дальнейшим шагом.
Здесь помимо исполнения мелодий древних, ветхозаветных, является уже новое благодатное творчество песнопений новозаветных: апостол Павел убеждает ефесян и колосян назидаться псалмами, пениями и песнями духовными.
Если псалмы общеизвестны в ветхозаветной церкви, то так называемые пения в иудейской церкви появились значительно позже, под влияние греческой музыки на еврейскую.
Песни духовные представляют собой уже новый род духовно-мелодического творчества юной христианской церкви.
В первые годы христианской богослужение было близко ветхозаветным богослужениям, совершающимся в храме.
Апостолы и первые христиане, с одной стороны, пребывали всегда в храме, «прославляя и благословляя всегда Бога», с другой стороны, они собирались своими общинами по домам.
Соответственно этому существовало и два вида пения: ветхозаветное храмовое и народное (домашнее пение собственно христианских собраний). Именно последнее и положило начало новозаветному пению.
По книге «История богослужебного пения»,
составитель Б.Б.Лебедев
С помощью Божией продолжение последует |