Вопрос 73: Почему среди верующих так много больных?
Ответ: Всевозможные расстройства нервной системы.
Во-первых, их в храме виднее; нигде больше их так не будут терпеть, как в храме, и двери храма открыты для всех: иди кто хочешь.
Никто не спросит: здоров ли, всё ли в норме, кто… какой… Но это, конечно, не главное.
Видимо, основная причина – неправильная постановка духовной жизни.
Очень трудно с руководством; современные руководители должны учитывать крайнюю повреждённость – едва ли не всех – гордостью.
Очень слабая постановка домашнего воспитания, если не полное его отсутствие, уже калечит душу, вместо того, чтобы учить владеть собой.
Школьное обучение соревнованием только раздувает тлеющие с детства самолюбие, тщеславие, всевозможные дурные склонности: упрямство, зависть, превозношение и многое другое.
И в духовном плане человек оставлен на себя или только считает себя на верном пути, что очень часто сомнительно.
Гордыня, разъедающая постепенно его душу, даже добрые намерения портит и обращает во вред: например, усилия в молитве.
Владыка Вениамин (Милов) в своём дневнике писал, что нельзя требовать от Бога только чудесного восполнения сил и одоления всех немощей.
Чудесные благодатные действия силы Божией изливаются «только на смиренных и в меру смирения».
Когда этого нет, то и добросовестные потуги ума на молитве при глубокой самонадеянности способны лишь расшатать нервную систему, губительно отразиться на общем физическом состоянии и привести даже к срыву.
Вопрос 74: Отовсюду – искушения, соблазны и трудности. Неужели нет другого пути?
Ответ: «Есть, – говорит преподобный Исихий Иерусалимский.
– Пребывай во внимании ума, и не будешь перетруждён искушениями.
Удаляясь же оттуда, терпи, что найдёт».
Вопрос 77: Когда кто-нибудь начинает говорить о возможности наступления трудных времён, то как хранить душу в мире?
Ответ: Чтобы никаких перемен не бояться, хорошо помнить слова «Василия Великого:
«Бог нам прибежище и сила».
Не убегая, чего должно, и не прибегай, к кому не должно; пусть у тебя будет одно избегаемое – грех, и одно прибежище – Бог.
Если себя так настроить и просить только укрепления веры и преданности Богу, то все внешние перемены ничего неполезного душе не принесут.
Вопрос 64: Почему так получается, что просим: «Да будет воля Твоя!», а в жизни творим и свою волю, и вражию под видом своей, а уж Божью-то – реже всего?
Ответ: Когда к старцу Захарии обращались за советом, он говорил:
«Всё, всё надо Ему, Господу, передать, и жизнь надо вести такую, чтобы Господу дать доступ…».
Вот, оказывается, в чём причина: в соответствии жизни; будет в жизни доступ Господу, будет и Его воля – благая и совершенная – действовать в нас.
Из книги Ольги Пономарёвой «Печаль ваша в радость будет»
|