Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье беднейшего причетника на Валдае и вскоре лишился отца.
Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день приходилось ему работать у соседей ради куска хлеба.
Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, при которой потом стал наставником.
Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертельной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества.
В 1758 году его постригли в монашество с именем Тихон.
В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию.
Причём читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов приходило много других желающих.
В 1761 году, на 31 году жизни иеромонах Тихон был избран епископом.
Около двух лет он был викарием (помощником правящего архиерея) в Новгороде и около 4 лет возглавлял епископскую кафедру в Воронеже.
Всё это время он усердно проповедовал слово Божие и побуждал к этому подчинённых священников.
В Воронеже со времён язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединённый со множеством всяких бесчинств.
Однажды святитель неожиданно явился на народную площадь среди самого разгара веселья и начал обличать бесчинников.
Его слово так подействовало, что праздник более уже не возобновлялся.
Там же святитель пишет первые учения: «О седми святых таинствах» и др., для народа: «Наставления о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям» и др., работу «Плоть и дух».
Между тем усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона.
Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767-1783) жизни провёл на покое в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.
Святитель обладал даром прозорливости и совершения чудес.
В 1778 году, когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и, в частности, что Россия спасётся, а захватчик (Наполеон) погибнет.
«Господь Бог во многих случаях его слушал» (то есть, исполнял его молитвы), – писал келейник свт. Тихона.
Жил святитель среди самой бедной обстановки, пищу ел скудную, часто колол дрова, косил сено, отдыхал не более 4-5 часов.
Его глубокое смирение и снисхождение к другим было тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный.
Однажды в гостях он вступил в беседу с каким-то дворянином вольных вольтерьянских взглядов и кротко, но сильно стал опровергать его; собеседник вышел из себя и дал ему пощёчину; святитель тут же упал ему в ноги с мольбой о прощении – и этим так на него подействовал, что он с тех пор сделался хорошим христианином.
Особенно святитель любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, помогал разорённым.
Из монастырской слободы его навещали дети. Он учил их молитве, а после беседы оделял деньгами.
Иногда сам являлся в дома нуждавшихся в его участии. Вся 500-рублёвая его пенсия и то, что он получал в дар, шло на благотворение.
Блаженная кончина святителя Тихона последовала 28 августа (н.ст.) 1793 года.
Через 63 года были открыты его нетленные мощи, а в 1861 году его причислили к лику святых.
Среди письменных трудов святителя Тихона Задонского (более 15 частей) особой популярностью пользуется сборник коротких поучений, полных примеров из жизни, называемый «Сокровище духовное, от мира собираемое», а для монашествующих – «Правила монашеской жизни» и «Наставления обратившимся от суетного мира». |