Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 123 август 2012 г. >> Святии Царственнии мученицы, молите Бога о нас! Паломническое лето 2012 г. (1)

Святии Царственнии мученицы, молите Бога о нас! Паломническое лето 2012 г. (1)

Церковь иконы Божией Матери Утоли мои печали
И словно не прошло двух лет. Тот же белый «Мерседесик» паломнической службы «СОНЧ» вновь резво бежит к границе, впереди немалый путь: 16 дней и более 7000 км по дорогам Украины и России через Брянскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую, Липецкую, Воронежскую, Пензенскую, Ульяновскую, Тамбовскую, Нижегородскую области, по Мордовии, Чувашии, Татарстану, Удмуртии, Пермскому краю, Свердловской области…

Спешим к царственным страстотерпцам.
Всегда в паломничестве невольно возникает вопрос: что побуждает людей срываться с места, выкраивать время, урывать его от общения с родными, терпеть сложности пути, круглосуточное присутствие рядом 15 человек, вчера ещё незнакомых, ночевать где-то на полу и т.д. ради того, чтобы, как сейчас, доехав до Екатеринбурга, прошагать 25 км до Ганиной ямы– места «погребения» царской семьи – и пуститься в обратный путь…
Успенский кафедральный собор* * *
Частично мы повторяли маршрут двухлетней давности, многое было внове.
После Шамординской обители мы в Туле.
Величественный Успенский собор, где покоятся мощи блж. Иоанна Тульского. Здесь Господь послал нам р.Б. Николая который, не жалея времени, с любовью рассказывал нам о Тульских святынях.

Далее – ночёвка под Рязанью, в Пощуповском Иоанно-Богословском монастыре.
Это уже как домой. Вот и о. Мельхиседек, с которым так дивно вживаться в историю монастыря, размышлять об окружающем мире.
«Раньше, когда кто-то спрашивал, как поступить, ему отвечали «Как заблагорассудится
А сейчас говорят: «Как хочешь!» То есть, делай, что в голову взбредёт, без благого рассуждения».

dИ ещё одна нечаянная радость: вдруг из дьяконских врат вышел архимандрит Иосиф (Братищев), наместник-восстановитель Соловецкого монастыря.
Выжил после тяжёлой болезни (не забыть, как соловецкая братия молилась о своём отце, пока он находился между жизнью и смертью!) и теперь на покое здесь, где когда-то тоже немало трудов положил ради возрождения обители.
Пусть с палочкой, пусть левая половина не повинуется, но сколько света от улыбки, как, отставив палочку и найдя равновесие правой ногой, радостно благословляет! Многая и благая Вам лета, отче!

А в Пензе уже приветливо хлопотали ради нашего приезда матушки в Свято-Троицком монастыре.
В жизни встречи и разлуки идут рядом.
Вот и настоятельнице игумении Митрофании пришлось в конце мая пережить разлуку с любимой старшей сестрой – упокоилась игумения Шамординского монастыря Никона. Похоронили её в могиле первой настоятельницы – Софии, духовной дочери прп. Амвросия Оптинского.

 

Раифское озероПосле почти 700-километрового переезда мы в Раифском Богородичном монастыре – крупнейшем в Казанской епархии. Как хорошо было поплескаться в Раифском озере, что у стен обители, а поутру побывать на службе и поклониться святыням, одна из наиболее чтимых здесь – Грузинская икона Божией Матери.Раифский Богородичный монастырь

.
Переезд Казань – ПермьПереезд Казань – Пермь – самый длительный.
Поздно вечером нас привечают в Свято-Успенском монастыре, том, где почти все насельницы – медички, а игумения Мария – кандидат медицинских наук, известный в Перми доктор.
Послушница Фотиния узнаёт нас, расспрашивает о тех, кто не приехал сейчас.
А на мой вопрос, много ли киевлян и украинцев посещает их обитель, простодушно отвечает: «Да нет, вот вы только ездите!»
Ещё говорит, что матушка Мария пережила обширный инфаркт, просит молитв.
Ведёт в мемориальную комнату, рассказывает о монастыре, о пермских новомучениках, об архиепископе Андронике, которого живьём закопали большевики.
А наутро – Божественная Литургия в Казанской церкви (единственный храм, сохранившийся от дореволюционного монастыря) с чудесным уставным пением.
И – матушка Мария: «Да вот не померла, видно нужно пожить ещё!»
Заезжаем поклониться мощам многочисленных угодников Божиих в Свято-Стефанов монастырь, глаз не оторвать от красоты белоснежной обители.

 
Следующая ночёвка не без воли Божией была внеплановой, в Среднеуральском женском монастыре в честь иконы «Спорительница хлебов». Многое удивило нас, украинских православных.
И размах строительства (монастырь начали строить в девственном лесу в 2005 г., а сейчас уже Меч покаяниявозведены несколько величественных соборов и многоэтажные келейные корпуса, построены удалённые скиты, обрабатываются многие и многие гектары пашен и угодий), и болотистый лес, в котором чередуются корабельные сосны и берёзы им под стать, и то, что здесь есть школа (при монастыре живёт 75 детей, учатся по методике Ушинского в системе дистанционного обучения) и больница (немало онкобольных), и огромная икона царя-страстотерпца, которую возит по монастырям атаман казачества.
Здесь мы встретили госпожу Ольгу Куликовскую-Романову (вдова племянника императора Николая II), которая всегда приезжает из Канады на Царские дни и многое делает ради памяти царской семьи, в сопровождении необычайно энергичного схиигумена Сергия, духовника сестёр обители.
Поразил монастырский погост, где высоким и просторным могилам не тесно, цветы, в которых утопает монастырь, хотя почвы как таковой почти нет: камни и болота.

Храм-на-КровиМонастырь Всемилостивого СпасаИ, наконец, мы в Екатеринбурге.
Поклонившись мощам прп. Василиска Сибирского в монастыре Всемилостивого Спаса, мы подъезжаем к Храму-на-Крови.
В этом году всё иначе.
Задолго до Всенощного бдения на исповедь выходит 100 (!) священников.
Вокруг храма буквально через каждые 2 метра стоит батюшка, можно спокойно, без обычной суеты, исповедаться в святом месте, очиститься перед Причастием и длительным Крестным ходом.
Впервые алтарь тоже вынесен на паперть.
Справа – экран, на котором видно происходящее в алтаре.
Люди располагаются на траве в сквере. Ночь тёплая, даже предутренней прохлады не почувствовали.
В прошлый раз просторный храм не вмещал всех приехавших. В 15-00 служится Малая Вечерня.

Паломники
С 17-00 до 20-00 – Всенощное Бдение, с 23-30 – Божественная Литургия, которая окончилась в 2-30.
Возглавляли Литургию правящий архиерей – митрополит Кирилл и прежний архиепископ – ныне митрополит Ташкентский Викентий.
По окончании Литургии и напутственных слов начался Крестный ход.

вДва года назад мы отмечали, как много людей пожилых и очень пожилых стараются пройти, кто сколько в силах. В этом году было поразительно много молодых родителей с детьми: младенцы в колясочках и на руках, некоторые – постарше – сами вприпрыжку бегут за взрослыми.
Кто-то идёт, прихрамывая, кто-то упорно передвигает больные отёчные ноги.
У многих в руках или на груди иконы.
Видим людей, и среди них монашечки-старушки, с бейджиками на груди. На них – фотографии Распутина, Вырубовой…
Другие – и таких совсем не мало – несут их «иконы».
Бросается в глаза разнообразие лиц: среди идущих видим даже киргизских паломников.
Многие в русских вышитых рубахах, сарафанах, в платках, сколотых под подбородком, как носят староверы.

Женщины часто в вязаных летних беретах (такие почему-то широко продаются по іРоссии).
Тут же – одетые по последней западной моде.
Идём быстро, в такт особому распеву Иисусовой молитвы, которую принято петь по очереди: мужчины – женщины.
Долго идём по городу, хорошо, что ночью – не мешаем движению и не так жарко.
В этом году в Крестном ходе участвовало 40 тысяч человек изо всех уголков России и других стран (приезжали сербы, трогательно пели о Великой России и благодарной Сербии).
Из киевлян мы были одни. Ещё встретилась нам группа из Донецка.
Совсем рассвело, ещё несколько километров по лесу – и указатель «Ганина яма».

іИсторически Ганина Яма – это заброшенный рудник.
В середине XIX века этот участок земли был приобретен с целью добычи золота подрядчиком Гавриилом.
Золото здесь не нашли, зато активно добывали железную руду до XX века.
Позже рудник был полностью заброшен, шахты оказались заваленными.
Само название «Ганина Яма» пошло от прозвища подрядчика – жители деревни называли Гавриила не иначе, как Ганей.
Именно на это место были вывезены и сброшены в шахту останки царя и его семьи, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
В 1991 году архиепископ Мелхиседек благословил установить Поклонный Крест в урочище Ганина Яма на месте уничтожения останков Царской Семьи.
1 октября 2000 года Высокопреосвященный Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский, совершил закладку первого камня в основание храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев – главного храма нового монастыря, а в 2003 году освятил последний, седьмой храм, во имя Иова Многострадального, расположенный сразу за «открытой шахтой», вокруг которой каждый вечер братия монастыря совершает покаянный Крестный ход.

рДо Ганиной ямы мы шли 4,5 часа: наша минимальная физическая и духовная лепта в общую карнавку памяти.
В монастыре внешне кое-что изменилось: засыпан прудик, в котором плавали рыбы.
Не восстановлен сгоревший в сентябре 2010 года храм в честь иконы Державная.
Казалось, после столь непривычного перехода должны бы болеть мышцы ног. Но нет, неестественно чувствовали себя суставы. 

Прямо из монастыря Царственных Страстотерпцев переехали в Алапаевск, чтобы почтить память прмц. Елисаветы и ин. Варвары, сброшенных в старую шахту, что в урочище Межная,  в ночь с 17 на 18 июля. Побывали в напольной школе, где содержали арестованных (с великой княгиней Елисаветой были и другие члены семьи Романовых) перед арестом, в музее, устроенном в комнате, где жила прмц. Елисавета со своей келейницей. Сейчас это по-прежнему действующая школа, только в мемориальной комнате занятия не ведутся. Помолились в склепе при Троицком соборе, куда перенесли их тела после извлечения их шахты по приказу А.В.Колчака.


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 130