Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 123 август 2012 г. >> Святии Царственнии мученицы, молите Бога о нас! Паломническое лето 2012 г. (2)

Святии Царственнии мученицы, молите Бога о нас! Паломническое лето 2012 г. (2)

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл
А утром переехали (второй Крестный ход не одолели, «пожалели себя», по словам одной пожилой матушки) в монастырь Новомучеников и исповедников Российских.
Ради этих трёх дней и двух ночей люди приезжают специально отовсюду.

Поэтому многих уже узнавали: встречались с ними ещё в Среднеуральском монастыре.
Вот девчушки-воспитанницы монастырского приюта в голубых длинных платьицах и косыночках с кружевами, вот белоголовый мальчонка плещется в ручейке, вот к нему подбегает ещё один, стриженый под горшок в косоворотке с вышивкой, подпоясанной верёвочкой…
Но вот неожиданно взревели моторы – и среди нас «высадились» байкеры.
С батюшкой в облачении и тоже на мотоцикле. Спешили и успели на Литургию.

Возглавлял богослужение Духовой оркестрмитрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Произнёс удивительно взвешенную проповедь, и очень жаль было, что не взяли с собой диктофон: поделиться с ближними здесь.

После Литургии был молебен у самого жерла шахты, там, где цветут белые лилии и каплями крови алеют бегонии…
Сюда вынесли ковчежец и мощами прмц. Елисаветы, мц. Варвары и прписп. Сергия (Сребрянского) – духовника Марфо-Мариинской обители на Ордынке в Москве. А Ночлегпотом играл духовой оркестр.
Юноши в красных (драгунских ?) мундирах переносили нас на столетие назад, в нашу общую историю и вечную славу.



Свято-Симеоновское подворьеДалее наш путь лежал к праведному Симеону, в Верхотурье и Меркушино.
Огромное душевное напряжение понемногу спадало.
Мы любовались бескрайними лесами, полями, безлюдными дорогами.
Читая житие св. Симеона, удивлялись его столь, казалось, негромкому подвигу: шил себе шубы и денег старался за работу не получить, да ещё хорошо бы, чтобы поругали; рыбку удил – только на дневное пропитание.
А поди ты – так Господь его прославил: источником вынес мощи нетленные на поверхность.
Вот и думай о путях Господних!

Ласково приняли нас в Меркушино: попоили водичкой из того самого источника, оставили ночевать (почему-то другая группа не приехала) за незначительное пожертвование, покормили ужином.

ВерхотурьеУтром мы отправились в Верхотурье – благодарить св. прав. Симеона за гостеприимство, ведь мощи его почивают в Верхотурском Николаевском монастыре. Свято-Николаевский Верхотурский монастырь
А блаженного Косьмы-калеки, что полз все 60 км на коленях при перенесении мощей прав. Симеона – в женском Покровском.


Верхотурский Николаевский монастырьПоклонились этим святыням, попросили помощи – и далеко не сразу попали на Белую гору.
Начались проблемы, называемые православным людом искушениями.
Случилась поломка автобуса, дорога свернула не в ту сторону, ночь наступала как-то слишком быстро…
И вот едем в темноте по краю обрыва, петляем по серпантину, выезжаем на гору – и дорога прерывается.
Кругом тьма. Глаза понемногу привыкают, можно различить ступеньки.
Размещаемся в полуразваленном помещении бывших келлий среди других паломников и сушащихся трав.
Засыпаем на практически голом полу мгновенно и, кажется, тут же слышим звон колокольчика – пора вставать.
Открываем глаза и обнаруживаем, что это – домовой храм.
Спускаемся  во двор – и застываем – под нами как в песне о геологах – бескрайное море тайги.
Это зелёное море далеко внизу и везде. А над ним плывёт белоснежный собор с золотыми куполами.

Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырьБелогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь.
Для Руси это монастырь молодой и с недолгой историей.
Основан в тех краях, где язычество долго оставалось привычным; куда уходили от Никоновских реформ и расправ те, кого потомки назовут староверами; где жили те, кто присоединился к Русской церкви, сохранив древние обычаи – единоверы.
Связан с памятью о неудачном покушении на тогда ещё цесаревича Николая в Японии.
А ещё – сюда приезжала великая княгиня Елисавета, здесь подвизался тот, кто до смерти был ей верен. Игумену Серафиму (Кузнецов) по плечу окажется невероятный подвиг: 1,5 года он вёз в специальном вагоне останки прмц. Елисаветы и инокини Варвары из Алапаевска через Пекин в Иерусалим.
До последнего своего дня был смотрителем их могил у храма св. Марии-Магдалины. Трудно и медленно восстанавливается монастырь.
Ежегодно сюда идёт Крестный ход из Перми (ок. 120 км). Расчищен источник под горой, устроена купальня.
Работает трапезная для паломников. Ежедневно служится Божественная Литургия, приносится бескровная жертва.

Опять немалый переезд (более 500 км), и мы в Удмуртии, за Ижевском. Непонятная речь, совсем другие лица.Мало-Дивеевский Серафимовский монастырь
И – словно оживают странички русских сказок: Мало-Дивеевский Серафимовский монастырь.
И навстречу нам просто бежит маленькая раба Божия – послушница Марина: «Мы вас уже ждём-ждём! Кушать скорее, отдыхать! Вы же с такой дороги!».
И настоятельница – игумения Зоя тоже хлопочет.
Как скатерть-самобранка расстелилась, всё со своего огорода да из своих теплиц, да от своих коровок и курочек. 
Еле-еле умолили позволить помыть за собой посуду…
Многим захотелось причаститься у батюшки Серафима. Как из родного дома уезжали из его северной обители.

Уезжали под Казань, в древнюю Седмиозерную Богородичную пустынь.
Главная святыня монастыря – Смоленская-Седмиезерная икона Божией Матери.
А ещё – мощи подвизавшегося здесь преподобного Гавриила (Зырянова).
Успели и Литургии помолиться, и на святой источник сходить, и на послушании побыть.

Паломническое лето - 2012В Казань так и не заехали: накануне случился теракт, был убит муфтий и ранен его помощник, обстановка накалилась, и мы решили не испытывать волю Божию.
Направились вверх вдоль Волги-матушки (взглянув одним глазком на Свияжский Свято-Успенский монастырь) к Нижнему Новгороду и в Дивеево.

Конечно, в каждой обители провести бы хоть один полный день, а то и пожить подольше, но ради поездки в Дивеево люди во многом себе отказывают, собирают денежки на поездку.


Свято-Милостиво-Богородицкий женский монастырьМы провелитам несколько часов, но слава Богу за всё!
Кто желал – причастился, все помолились на канавке Матери Божией, приложились к мощам прп. Серафима, получили как благословение на дорожку сухариков, побывали в домике Паши Дивеевской, на источнике батюшки Серафима. 

Одна из наших паломниц стремилась в неизвестный нам город Кадом, и руководство паломнической службой внесло в план Свято-Милостиво-Богородицкий женский монастырь.
Лишь два российских монастыря основаны в честь иконы Божией Матери «Милостивая» – «Достойно есть» (Кикотисса).
Вот уж поистине Сама Матерь Божия игумения в таких монастырях!
Довольно долго ждали мы духовника сестёр архимандрита Афанасия, но какой благостью светились его глаза, как по-доброму беседовал он с нами, оторвавшись в свои 75 лет от многих дел, от других паломников, остановившихся у него дома; какие бесхитростные и очевидные истины звучали убедительно и просто из его уст!
Над каждым он прочёл разрешительную молитву, постучал своей палочкой по больным местам и благословил в путь.
А его духовная дочь инокиня Афанасия не отпустила нас без чая.
Спаси их Господи за любовь! 

Раненбургский Петропавловский мужской монастырьПоследними обителями на нашем пути был Свято-Успенский Вышенский женский монастырь, где уже завершён ремонт Казанского храма, в котором почивают мощи свт. Феофана Затворника; и Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.
Примерно на полпути между ними нам встретился восстанавливаемый Раненбургский Петропавловский мужской монастырь, основанный в 1712 году А. Меншиковым в честь своего императора и покровителя Петра I.
Пока что лишь 3 инока живут в обители, служат по выходным Божественную Литургию, а в остальные дни вместе с жителями окрестных сёл работают на восстановлении монастыря.
Уже обустроена нижняя территория – со святым источником и иконной лавкой.

По свежим следам впечатления таковы, а что отстоится, какой духовный плод вызревал эти 16 дней – время покажет.

В этом паломничестве ещё раз подтвердилось, что «умом Россию не понять»…
Это правда, и даже нам, таким близким вроде бы, в которых зачастую течёт русская кровь.
Совсем другие масштабы, другое восприятие, сила другая.
Мнение субъективное, но, кажется, они там иначе ощущают, острее, и то, что произошло в две июльские ночи 1918 года в уральском лесу.
И реагируют ярче, сплочённее, что ли. Мы поневоле отстранены, восприятие наше как бы размыто западными волнами, плещущими и о наш берег.
Не плохо и не хорошо, просто как есть.

И всё-таки, что побуждает людей срываться с места, выкраивать время и ехать за сотни и
тысячи километров, чтобы попить водицы от святого праведного Симеона Верхотурского и посидеть на камне, с которого он удил рыбку?
Дерзнём утверждать, что неизбывная потребность души человеческой в духовном.
А духовное – это лишь то, что имеет отношение к нашей жизни в вечности.
Значит, к тем, кто в вечности уже пребывает, к тому, что может нас сопроводить в жизнь вечную.
Усилия наши ничтожны, но даже намерение Господь целует.
Впрочем, не нам разуметь тайны Божиего водительства.

Слава Богу за всё!

р.Б.Евгения Ерёменко


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 217