Святии Царственнии мученицы, молите Бога о нас! Паломническое лето 2012 г. (2)
|
|
|
А утром переехали (второй Крестный ход не одолели, «пожалели себя», по словам одной пожилой матушки) в монастырь Новомучеников и исповедников Российских.
Ради этих трёх дней и двух ночей люди приезжают специально отовсюду.
|
Поэтому многих уже узнавали: встречались с ними ещё в Среднеуральском монастыре.
Вот девчушки-воспитанницы монастырского приюта в голубых длинных платьицах и косыночках с кружевами, вот белоголовый мальчонка плещется в ручейке, вот к нему подбегает ещё один, стриженый под горшок в косоворотке с вышивкой, подпоясанной верёвочкой…
Но вот неожиданно взревели моторы – и среди нас «высадились» байкеры.
С батюшкой в облачении и тоже на мотоцикле. Спешили и успели на Литургию.
Возглавлял богослужение митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Произнёс удивительно взвешенную проповедь, и очень жаль было, что не взяли с собой диктофон: поделиться с ближними здесь.
После Литургии был молебен у самого жерла шахты, там, где цветут белые лилии и каплями крови алеют бегонии…
Сюда вынесли ковчежец и мощами прмц. Елисаветы, мц. Варвары и прписп. Сергия (Сребрянского) – духовника Марфо-Мариинской обители на Ордынке в Москве. А потом играл духовой оркестр.
Юноши в красных (драгунских ?) мундирах переносили нас на столетие назад, в нашу общую историю и вечную славу.
|
Далее наш путь лежал к праведному Симеону, в Верхотурье и Меркушино.
Огромное душевное напряжение понемногу спадало.
Мы любовались бескрайними лесами, полями, безлюдными дорогами.
Читая житие св. Симеона, удивлялись его столь, казалось, негромкому подвигу: шил себе шубы и денег старался за работу не получить, да ещё хорошо бы, чтобы поругали; рыбку удил – только на дневное пропитание.
А поди ты – так Господь его прославил: источником вынес мощи нетленные на поверхность.
Вот и думай о путях Господних!
Ласково приняли нас в Меркушино: попоили водичкой из того самого источника, оставили ночевать (почему-то другая группа не приехала) за незначительное пожертвование, покормили ужином.
|
Утром мы отправились в Верхотурье – благодарить св. прав. Симеона за гостеприимство, ведь мощи его почивают в Верхотурском Николаевском монастыре. 
А блаженного Косьмы-калеки, что полз все 60 км на коленях при перенесении мощей прав. Симеона – в женском Покровском. |
Поклонились этим святыням, попросили помощи – и далеко не сразу попали на Белую гору.
Начались проблемы, называемые православным людом искушениями.
Случилась поломка автобуса, дорога свернула не в ту сторону, ночь наступала как-то слишком быстро…
И вот едем в темноте по краю обрыва, петляем по серпантину, выезжаем на гору – и дорога прерывается.
Кругом тьма. Глаза понемногу привыкают, можно различить ступеньки.
Размещаемся в полуразваленном помещении бывших келлий среди других паломников и сушащихся трав.
Засыпаем на практически голом полу мгновенно и, кажется, тут же слышим звон колокольчика – пора вставать.
Открываем глаза и обнаруживаем, что это – домовой храм.
Спускаемся во двор – и застываем – под нами как в песне о геологах – бескрайное море тайги.
Это зелёное море далеко внизу и везде. А над ним плывёт белоснежный собор с золотыми куполами.
Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь.
Для Руси это монастырь молодой и с недолгой историей.
Основан в тех краях, где язычество долго оставалось привычным; куда уходили от Никоновских реформ и расправ те, кого потомки назовут староверами; где жили те, кто присоединился к Русской церкви, сохранив древние обычаи – единоверы.
Связан с памятью о неудачном покушении на тогда ещё цесаревича Николая в Японии.
А ещё – сюда приезжала великая княгиня Елисавета, здесь подвизался тот, кто до смерти был ей верен. Игумену Серафиму (Кузнецов) по плечу окажется невероятный подвиг: 1,5 года он вёз в специальном вагоне останки прмц. Елисаветы и инокини Варвары из Алапаевска через Пекин в Иерусалим.
До последнего своего дня был смотрителем их могил у храма св. Марии-Магдалины. Трудно и медленно восстанавливается монастырь.
Ежегодно сюда идёт Крестный ход из Перми (ок. 120 км). Расчищен источник под горой, устроена купальня.
Работает трапезная для паломников. Ежедневно служится Божественная Литургия, приносится бескровная жертва.
|
Опять немалый переезд (более 500 км), и мы в Удмуртии, за Ижевском. Непонятная речь, совсем другие лица.
И – словно оживают странички русских сказок: Мало-Дивеевский Серафимовский монастырь.
И навстречу нам просто бежит маленькая раба Божия – послушница Марина: «Мы вас уже ждём-ждём! Кушать скорее, отдыхать! Вы же с такой дороги!».
И настоятельница – игумения Зоя тоже хлопочет.
Как скатерть-самобранка расстелилась, всё со своего огорода да из своих теплиц, да от своих коровок и курочек.
Еле-еле умолили позволить помыть за собой посуду…
Многим захотелось причаститься у батюшки Серафима. Как из родного дома уезжали из его северной обители.
Уезжали под Казань, в древнюю Седмиозерную Богородичную пустынь.
Главная святыня монастыря – Смоленская-Седмиезерная икона Божией Матери.
А ещё – мощи подвизавшегося здесь преподобного Гавриила (Зырянова).
Успели и Литургии помолиться, и на святой источник сходить, и на послушании побыть.
В Казань так и не заехали: накануне случился теракт, был убит муфтий и ранен его помощник, обстановка накалилась, и мы решили не испытывать волю Божию.
Направились вверх вдоль Волги-матушки (взглянув одним глазком на Свияжский Свято-Успенский монастырь) к Нижнему Новгороду и в Дивеево.
Конечно, в каждой обители провести бы хоть один полный день, а то и пожить подольше, но ради поездки в Дивеево люди во многом себе отказывают, собирают денежки на поездку. |
Мы провелитам несколько часов, но слава Богу за всё!
Кто желал – причастился, все помолились на канавке Матери Божией, приложились к мощам прп. Серафима, получили как благословение на дорожку сухариков, побывали в домике Паши Дивеевской, на источнике батюшки Серафима.
Одна из наших паломниц стремилась в неизвестный нам город Кадом, и руководство паломнической службой внесло в план Свято-Милостиво-Богородицкий женский монастырь.
Лишь два российских монастыря основаны в честь иконы Божией Матери «Милостивая» – «Достойно есть» (Кикотисса).
Вот уж поистине Сама Матерь Божия игумения в таких монастырях!
Довольно долго ждали мы духовника сестёр архимандрита Афанасия, но какой благостью светились его глаза, как по-доброму беседовал он с нами, оторвавшись в свои 75 лет от многих дел, от других паломников, остановившихся у него дома; какие бесхитростные и очевидные истины звучали убедительно и просто из его уст!
Над каждым он прочёл разрешительную молитву, постучал своей палочкой по больным местам и благословил в путь.
А его духовная дочь инокиня Афанасия не отпустила нас без чая.
Спаси их Господи за любовь!
Последними обителями на нашем пути был Свято-Успенский Вышенский женский монастырь, где уже завершён ремонт Казанского храма, в котором почивают мощи свт. Феофана Затворника; и Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.
Примерно на полпути между ними нам встретился восстанавливаемый Раненбургский Петропавловский мужской монастырь, основанный в 1712 году А. Меншиковым в честь своего императора и покровителя Петра I.
Пока что лишь 3 инока живут в обители, служат по выходным Божественную Литургию, а в остальные дни вместе с жителями окрестных сёл работают на восстановлении монастыря.
Уже обустроена нижняя территория – со святым источником и иконной лавкой.
По свежим следам впечатления таковы, а что отстоится, какой духовный плод вызревал эти 16 дней – время покажет.
В этом паломничестве ещё раз подтвердилось, что «умом Россию не понять»…
Это правда, и даже нам, таким близким вроде бы, в которых зачастую течёт русская кровь.
Совсем другие масштабы, другое восприятие, сила другая.
Мнение субъективное, но, кажется, они там иначе ощущают, острее, и то, что произошло в две июльские ночи 1918 года в уральском лесу.
И реагируют ярче, сплочённее, что ли. Мы поневоле отстранены, восприятие наше как бы размыто западными волнами, плещущими и о наш берег.
Не плохо и не хорошо, просто как есть.
И всё-таки, что побуждает людей срываться с места, выкраивать время и ехать за сотни и
тысячи километров, чтобы попить водицы от святого праведного Симеона Верхотурского и посидеть на камне, с которого он удил рыбку?
Дерзнём утверждать, что неизбывная потребность души человеческой в духовном.
А духовное – это лишь то, что имеет отношение к нашей жизни в вечности.
Значит, к тем, кто в вечности уже пребывает, к тому, что может нас сопроводить в жизнь вечную.
Усилия наши ничтожны, но даже намерение Господь целует.
Впрочем, не нам разуметь тайны Божиего водительства.
Слава Богу за всё!
р.Б.Евгения Ерёменко |
|
|