Когда же праведной Анне исполнилось 50 лет, то Иоаким ещё более опечалился, в особенности после того, как он удостоверился из родословной, что все праведные мужи имели потомство и даже столетний Авраам не был лишён этого благословения Божия.
Печаль его была настолько велика, что Иоаким отправился в горы, в дальнюю пустыню, где паслось его стадо, в решимости не возвращаться домой и там провёл 40 дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и оплакивая своё бесчестие в людях.
Тут-то Господь и возвестил ему чрез Ангела о скором зачатии жены его дщерею благословленною, выше всех дщерей земных.
Одновременно молилась в саду и благочестивая Анна о даровании ей дитяти, и наконец явился ей Ангел Божий и сказал:
«Молитва твоя услышана, воздыхания твои проникли облака, и слёзы твои канули пред Господом!
Ты зачнёшь и родишь дщерь благословленную, выше всех дщерей земных. Ради Её благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миру и наречётся Она Мариею!»
Услышав эти слова, Анна поклонилась Ангелу и сказала:
«Жив Господь Бог мой. если у меня будет дитя, то я отдам его Господу на служение, пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его во всю жизнь».
И прежняя печаль Анны обратилась в радость.
Немало есть и ныне бездетных супругов, которые тяготятся этим испытанием, но к кому они обращаются за помощию?
Чаще к науке, чем к Богу.
Счастливые же родители, получающие от Господа в дар детей, весьма редко следуют примеру праведных Иоакима и Анны и дают обеты воспитывать их по-христиански.
В самом нежном возрасте большинство христианских детей по вине родителей и под влиянием воспитателей только питаются телесно и приучаются к бесполезным телесным упражнениям, а развитие, знания и навыки даются такие, которые полезны лишь для временной земной жизни.
Во всю последующую жизнь они уже продолжают воспитывать себя и готовятся только для временных успехов и удач среди мира, совершенно не помышляя о Боге, о благоугождении Ему и о вечном спасении своём.
Христианское же воспитание должно начинаться с самого нежного детского возраста.
Св. Макрина, сестра Василия Великого, вспоминая о своём детстве, говорила, что мать обыкновенно сажала на свои колени и заставляла слабым и лепечущим языком произносить сладчайшее имя Иисуса Христа, и с тех пор возгорелась в её сердце любовь к Господу.
…Итак, христианское воспитание ребёнка должно начаться с самых первых дней рождения его, после святого Крещения.
Но как воспитать так, чтобы дитя, пришедшее в возраст, ничего более не желало, как быть истинным христианином и сознавать себя не только человеком или существом разумно свободным, но вместе с тем вступившим в обязательство с Господом?
Надо окружить дитя святынею и добродетелями.
Вера и благочестие родителей должны привести к церковности, к частому причащению Святых Христовых Таин…
Светское воспитание, излюбленное в наше время, которое не есть христианским, есть большой грех.
Свт. Златоуст говорит, что такой грех никогда не простится родителям.
«Даруя нам детей, – пишет святитель, – Господь вверяет их нашему попечению и предоставляет нам власть над ними».
Чем оправдаемся мы пред Господом? Вашим детям едино на потребу – вера, религия.
Религия есть броня против ударов судьбы и ухищрений врага; она есть сила для борьбы со страстями и соблазнами; она есть ручательство, что дети проживут честно, добродетельно и не совершат безумных преступлений; наконец, только религия даёт возможность претерпеть невзгоды до конца и понести свой крест за Христом до дверей рая.
Аминь. |