Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обрéтения Креста Господня в IV веке.
По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.
Император Константин Великий, по чувству благоговения к Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать честнóе древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе.
Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина – Елена – отправилась в 326 году в Иерусалим.
По древнему иудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения их.
По преданию, записанному у Григория Турского, местонахождение Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей, по имени иуда (впоследствии принявший христианство).
Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трёх языках, которая была прибита над главою распятого Христа.
Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нём, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением Креста Господня исцелилась находившаяся при смерти женщина).
В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование св. Кресту.
А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честнóму древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, то патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоте, поднимал («воздвигал») святой Крест, показывая его народу.
Народ поклонился Кресту, восклицая: «Господи, помилуй».
Отсюда и получил своё начало и название праздник Воздвижения Честнáго и Животворящего Креста, который был установлен в год обретéния св. древа.
Так как Крест был обретен перед праздником Пасхи, то первоначально Воздвижение праздновали на второй день Пасхи.
В 335 году, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13/26 сентября), праздник Воздвижения был перенесён на 14/27 сентября.
Так как освящение храма совершалось Собором епископов, прибывших из всех концов Римской империи, то это событие послужило поводом к распространению празднования в этот день Воздвижения во всём христианском мире.
В VII веке с воспоминанием обретéния Креста Господня было соединено другое воспоминание – о возвращении древа Животворящего Креста Господня из персидского плена.
В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увёз в Персию и древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет.
В 628 г. св. древо Креста Господня, после победы над персами и заключения мира, было возвращено императором Ираклием в Иерусалим.
Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в храм, откуда он был похищен.
Это событие совершилось 14/27 сентября.
Таким образом, в празднике этого дня соединилось два воспоминания: об обрéтении Креста Господня и о возвращении его из плена.
О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения.
По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. седьмого крестового похода, в том виде, каким он был обрéтен при св. Елене.
А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесён по всему миру.
Безусловно, большая часть его хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения Христова и принадлежит грекам.
|