Второе правило.
Не вызывайте зависти в сердцах детей своих.
Это происходит часто оттого, что родители пристрастно поступают в отношении к детям: одного предпочитают другому.
Христианские родители не должны иметь между своими детьми так называемых любимцев; долг их - относиться ко всем с равной любовью, мерить всех одной и той же мерой, так как в противном случае родители сами возбуждают зависть в сердцах тех детей, которые считают себя нелюбимыми.
В пище, в одежде, в подарках не должно одному давать предпочтение перед другим, но для всех должна быть одна мерка.
Похвала и порицание, награды и наказания также должны быть для всех соразмеряемы в равной мере: нельзя младшему оставлять без внимания то, что обыкновенно порицается и наказывается в старших.
Какие печальные последствия могут происходить от того, что неодинаково относятся к детям, что одного предпочитают другим, видим на примере братьев Иосифа, которого отец любил больше, чем других; известно, что это до того ожесточило его братьев, что они сначала хотели убить его, а потом продали в рабство.
Третье правило.
Не учите детей этому гнусному пороку своим примером.
Если дети часто слышат, как отец или мать с завистью и зложелательством говорят о своих знакомых и сослуживцах, позволяют себе злорадственные рассказы о них; если родители в присутствии детей своих бранят людей богатых, часто выражают свое недовольство тем, что они не так богаты, не так счастливы в своих делах, как тот или этот, - вообще, если дети дома почти ежедневно и ежечасно ничего другого не слышат, кроме завистливых, зложелательных речей о своих ближних, то может ли быть иное, как не то, что зависть, зложелательство пустят корни в нежных душах детей, которые ко злу гораздо восприимчивее, чем к добру?
Четвертое правило.
Учите своих детей ненавидеть зависть и гнушаться её как богопротивного порока.
Зависть есть гнусный порок; но не это должно быть главным основанием, почему ваши дети должны избегать его.
Зависть это глупый порок, так как он не только не приносит завистливому никакой пользы и выгоды, а, напротив, один вред, отравляя ему жизнь ядовитым своим зложелательством.
Но и не это только должно побуждать вас предостерегать от зависти детей ваших.
Они потому должны прежде всего избегать этой страсти и гнушаться её, что это перед Богом величайший грех, что Бог запретил её.
Как противна зависть в очах Божиих, вы лучше всего можете, родители, показать своим детям на том, что зависть происходит от дьявола;
он, позавидовавши счастью Адама и Евы, которым они наслаждались в раю, принес зависть в мир.
Как отвратителен перед Богом порок зависти, вы можете показать детям своим, указав на то великое зло, которое произошло из зависти: из зависти сатана соблазнил наших прародителей на грех; зависть сделала Каина братоубийцей; по зависти братья продали Иосифа; зависть побудила фарисеев ложно обвинять Господа Иисуса Христа и требовать Его смерти.
Как богоненавистна зависть, можете, наконец, показать своим детям, разъяснив им, что завистливый подражает дьяволу, уподобляется ему, и потому некогда будет разделять жребий с дьяволом.
Самое худшее, что можно сказать о зависти, сказано словом Божиим устами Премудрого: «завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2, 24).
Из поучений епископа Екатеринбургского и Ирбитского Иринея (1837 - 1904) |