Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 125 ноябрь 2012 г. >> Бог плохо не сделает. Архимандрит Иосиф (Братищев)

Бог плохо не сделает. Архимандрит Иосиф (Братищев)

Первый духовник возобновленной Святогорской пустыни иеромонах Феодосий

Лето 2002 года.
Нас, приехавших на Соловки впервые, поражало всё: неведомый доселе северный край; выплывающий из неба и вод Белого моря монастырь-кремль; пронзительная красота неброской природы; валуны, болота, бесчисленные озёра и протоки; строения из дерева; русская печь в труднической гостинице, которую самим нужно было растопить и кашеварить на ней самим же; комары и мошка…
Никогда ранее не испытанным было чувство нераздельности вековой святости и поругания, мученичества ХХ столетия – оно было в воздухе, над каждым метром соловецкой земли.

Поразило и так по сердцу пришлось соловецкое богослужение, всё в нём: ни с чем не сравнимое, нигде не слышанное сосредоточенное пение с совсем иными гармониями; неспешность и размеренность возгласов, ектений, молитв, чтения; торжественность служения, соединённая с простотой.
Запомнился Крестный ход с совсем немногими тогда паломниками вокруг обители к Святому озеру.

Удивительно уместной, соответствующей вековому укладу северной русской обители оказалась и фигура наместника – отца Иосифа (Братищева). Представлялся он нам чем-то нерушимым, не подвластным никаким природным стихиям и времени.
Жила в его словах крепкая вера, которую не изобразить, если сердце пусто.
Жила в движениях сила, что не только от крепости тела.
И такая радость загоралась в глазах, такая улыбка озаряла вдруг лицо!

Прошло три года – и вновь монастырский катерок бежит к острову.
Немногое, но изменилось: в лесах стоят древние соборы, богослужения происходят уже в Преображенском храме.
И всё так же мощно и уверенно ведёт свой «корабль» отец наместник.

Следующие приезды в Соловецкий монастырь поразили Молитвой.
Коленопреклоненными молитвами о здравии тяжело болящего архимандрита Иосифа, смиренно, но неустанно и горячо, практически на каждой ектении возносимыми братией монастыря, трудниками, паломниками.
С зимы 2006 до октября 2009 года не был назначен новый наместник, лишь временно исполняющий обязанности.
А ведь отец Иосиф пережил тяжелейший инсульт, долгие месяцы был между жизнью смертью, и, казалось, надежды нет.
Но казалось и другое: что Господь не может не послать утешения так взывающим к Нему о милости.
Потом рассказывали, что о. Иосиф очень слаб и весьма скован в движении.
Что лечится в Германии, и врачи делают всё возможное. Что перемещается на колясочке. Что где-то на покое в монастыре…

Этим летом в паломничестве к Царственным мученикам одна из первых остановок была в Иоанно-Богословском Пощуповском монастыре Рязанской епархии. 11 июля. Вечернее богослужение.
Вдруг приоткрывается северная дверь диаконских врат, и появляется человек с палочкой, медленно и неловко, но без посторонней помощи выходящий и направляющийся в нашу сторону.
Отец Иосиф?! «Это ведь отец Иосиф?» – спрашиваю стоящего неподалёку монаха.«Да, у него сегодня день рождения».  55 лет.
Господь услышал молитвенный вопль соловчан, сохранил не только жизнь, но и благословляющую правую руку, но и светлый разум.
И как десять лет назад лицо озарилось широкой улыбкой в ответ на моё радостное бормотание.
Отставив палочку, архимандрит благословил всех подошедших.

Отец Иосиф принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой Лавре в 1983 году, проходил послушания в Даниловом и Иоанно-Богословском монастырях, с 1987 г. восстанавливал Оптину пустынь.

С 1992 года 14 лет трудился наместником Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.
После болезни живёт в приюте неподалёку от Иоанно-Богословского монастыря, иногда даже исповедует.
Несть числа дарам Господа, посылаемым тому, кто готов вместить.
Один из них – дар слова, которым отец Иосиф щедро наделён.
Надеемся, что отрывки из нескольких интервью с ним (2008-2011 годы) воодушевят, вдохнут силы, вразумят нас, так нуждающихся в этом.


  

Соловки, 30 июня 2002
Соловки, 30 июня 2002


   – Отец Иосиф, Вы человек деятельный, горячий, много сделали для восстановления Соловков. И вдруг Вас настигла болезнь.
Как Вы смирились с болезнью? Изменились ли Вы, изменились ли Ваши отношения с Богом?


– Я бы ответил на этот вопрос так, как ответила на него мама отца Иоанна Крестьянкина в годы его детства.
После революции, когда разрушали храмы, закрывали монастыри, то он своим детским сердцем возмутился и обратился к своей маме: «Почему!?».
На что мама его сказала: «Ванечка, Бог плохо не сделает».
Я благодарен Богу, что он отвел меня от мирской суеты.

В замечательной книге «Несвятые святые» архимандрит Тихон рассказывает о схиигумене Серафиме, который в монастыре был резчиком, резал киоты, аналои и довелось ему пережить клиническую смерть.
В тот момент ему было видение: глубокий ров, на дне которого находились все предметы, которые он изготавливал, перемешанные с грязью.
И был голос ему: «Мы от тебя ждали молитв, а ты нам что принес?».
Господь от нас ждет чистоты сердечной, а не той суеты, в которой мы закручиваемся и забываем о самом главном.

Человек мирской боится быть одиноким, брошенным в болезни.
Вам люди помогают, и понятно, что бескорыстно, ведь от Вас они кроме молитвы уже ничего не могут получить.

– Мне очень хорошо сказал один человек:

«Отец Иосиф, Вы не думайте, что через Вашу болезнь Господь спасает только Вашу душу.
Очень многие будут спасаться, те, кто будет стараться Вам помочь
».
Определить духовное здоровье общества можно по его отношению к его самым слабым звеньям: к детям, престарелым, больным.
Если они заброшены, то общество больно.
Да, люди могут быть физически очень сильными и богатыми, но духовно это люди окраденные, бедные.
Господь благодать свою посылает независимо от того, человек в сане ли священническом или монашеском или нет…
Господь видит наши сердца и насколько они чистые, а не звания. Бог есть любовь.
Апостол Иоанн Богослов говорит:
«Пребываяй в любви, в Боге прибывает, и Бог в нем прибывает».
Если нет любви в сердце человеческом, так и нет в нем Бога.


– Батюшка, как Вы сами к Богу пришли?

– Моя мама, монахиня Мария (Царствие ей Небесное и вечный покой), мне очень много рассказывала о наших родных.
По линии мамы были очень благочестивые предки. Я думаю, что по их молитвам Господь нас всех, и братьев моих, и сестру вывел на путь церковной жизни.
Все мы, трое братьев, священники.
В детстве я жил в Тамбовской области, в глухой деревне, где не было храма.
Дедушка наш всегда молился и нас журил, что мы, садясь за еду, не помолимся и даже не перекрестимся.
Он всегда говорил, что даже свинья в благодарность всегда похрюкает.
Отвечая на этот вопрос, всегда говорю, что именно по молитвам предков Господь вывел всех на церковный путь. Это не наши заслуги.

Первый раз я сознательно причастился, когда вернулся из армии в 20 лет.
А потом Господь коснулся благодатью своей моего сердца, и у меня появилось огромное желание ходить в храм.
Через год меня владыка Симон взял к себе иподиаконом, это было 30 сентября 1978 года.
Ещё через год я поступил в Московскую духовную семинарию, а затем в академию.


Ваше Высокопреподобие, а как начинался Ваш монашеский путь? Как отнеслись к принятию этого судьбоносного решения Ваши близкие?

– Внутренние причины, расположившие меня к выбору монашеского пути, ведомы только Богу.
В какой-то момент благодать Божия коснулась моего сердца, и возгорелось оно желанием идти этим путем, – по-другому объяснить я это не могу.
Что касается близких, то, например, моя мама сама желала этого моего выбора, ибо, будучи глубоко церковным человеком она хотела, чтобы ее дети избирали только те пути по жизни, которым учит Святое Евангелие..
Вспоминая жизнь моих родителей в молодости, могу сказать, что мама моя часто ездила по храмам и монастырям, чтобы помолиться у их святынь о нашем телесном здравии и о духовном укреплении.
Папа же вначале был менее воцерковленным человеком, но со временем изменился и даже пел на клиросе в церковном хоре.
Оба родителя приняли мой выбор с большой радостью и воодушевлением.
Хочу добавить, что когда меня постригли в монашество 26 августа 1983 года, ко мне приезжала на постриг мама, и, начиная с этого времени, никогда не обращалась ко мне иначе, как по моему монашескому имени – отец Иосиф, как бы предавая забвению мое мирское имя.


Приходилось ли Вам встречаться с настоящими подвижниками – старцами? Что более всего впечатлило Вас в этих людях?

– Недавно вышла книга «Великие старцы ХХ столетия», и там есть такие имена, как схиархимандрит Зосима (Сокур), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Иоанн (Маслов) – со всеми ними мне посчастливилось быть в общении, а отец Иоанн (Маслов) даже преподавал у нас в семинарии и академии.
Больше всего меня привлекали в них необыкновенная доброта и любовь, с которыми они неизменно встречали всех, приходивших к ним.


Что такое послушание? Какая разница между личным смирением человека и тем, когда его смиряют?
Насколько «добровольное послушание» добровольно?
Соловки, 10 июля 2005 г.
Соловки, 10 июля 2005 г.

– Послушание – это слышание в себе голоса Божия и исполнение Его святой воли.
Что же касается смирения, то здесь следует различать смирение и «смиренничество».
Смиренничество – это когда человек изображает себя смиренным, оставаясь внутри послушным лишь своей воле.
Образец смирения показал нам Господь Иисус Христос: Он смирился до того, что стал человеком.
На мой взгляд, смиренный человек – это тот, кто смиряется перед всеми обстоятельствами, которые возникают в его жизни помимо его воли.
Что же касается добровольности послушания, то в тех случаях, когда человек сам не смиряется, то его смиряют те обстоятельства, перед которыми он бессилен.
К сожалению, такое тоже встречается – тогда сама жизнь становится для него школой смирения.


Считаете ли Вы, что христианину всю жизнь нужно держаться одного духовного отца?
Если мы исповедуемся Господу, а священник является лишь свидетелем исповеди, не всё ли равно, кто принимает исповедь?

– Исповедаться можно любому священнику, но если вы хотите, кроме того, получить духовный совет, то неразумно менять духовника: ведь каждый раз вам придется, возможно, услышать новые советы; не оказаться бы вам при этом в роли человека, каждый раз попадающего на перекресток различных дорог.
Но прежде чем отдавать себя руководству одного духовника, нужно тщательно подойти к его выбору, чтобы не вверить себя в руки неопытного священнослужителя.
В наше время такое немудрено, помня о 70-летнем разрыве Церкви и народа и оскудении духовного опыта у священства.
Очень полезно помнить при этом слова преподобного Иоанна Лествичника, советовавшего при выборе духовника рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и не найти таким образом готовой погибели.
Но по вступлении на поприще благочестия и повиновения уже отнюдь не должны мы испытывать или судить в чем-нибудь доброго нашего наставника и судию, хотя, может быть, в нем, как в человеке, и увидим некоторые малые согрешения (Слово 4 «Лествицы» аввы Иоанна, игумена Синайской горы).



Один мой знакомый отбывал срок заключения в северных лагерях более 20-ти лет.
После освобождения он крестился, ожидая, что жизнь наладится, но этого не случилось.
Наоборот, со всех сторон посыпались новые удары судьбы, и это прекратилось, как ему кажется, после того, как он снял с себя нательный крест. Сейчас у него все внешне благополучно.
Таким же образом, будучи людьми православными, иные миряне не исповедуются, не причащаются и живут нередко успешно.
А тех, кто пытается делать хотя бы маленькие шаги на пути к спасению, порой преследуют житейские неудачи.
Почему? Значит ли это, что Святая Русь была и будет обречена на неустроенность материальной жизни?

На конференции
На конференции

– Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» очень хорошо подметил, что диавол постоянно ведет борьбу против Творца и местом своей борьбы он избирает сердца людей.
Всё зависит от нас, на чью мы сторону станем, – на сторону Творца или искусителя нашего.
Судя по тому, что Вы рассказали о своем знакомом, с ним произошло искушение.
Он принял Святое Крещение, ожидая, что жизнь наладится, но этого не случилось.
От одного внешнего совершения таинства жизнь не изменится!
Нужно не только креститься, но и самому налаживать, исправлять свою жизнь по заповедям Божиим – вот что требует и ожидает от нас Господь.
Мы сами должны к Нему устремиться всем сердцем и душой.
Когда-то наши родители учили нас, младенцев, ходить, вставать на ножки, протягивать свои руки, чтобы, спотыкаясь и падая, учились самостоятельно ходить.
Так и Господь через испытания судьбой учит нас противостоять натиску врага-искусителя.
А нам проще жить в плену у врага: он и не воюет с нами, ведь мы и так – его рабы.
С тем, что Святая Русь была неустроенной, согласиться не могу: например, в конце XIX – начале XX века Россия была ведущей в материальном плане державой. Да и сейчас, слава Богу, о нашей стране не скажешь, что она сильно бедствует.
А Русь потому и называли

Святою, что наши предки имели в сердце, в душе своей Бога. Они были преданы воле Божией, верили, несмотря ни на какие невзгоды.
Любили Бога всей душой, всей мыслью, как заповедано в Священном Писании, и предавали жизнь свою Творцу.
Может быть, сейчас у нас не так благополучно, как Соединенных Штатах или Европе, но, простите…
Никогда мы не услышим такое словосочетание, например, как «святая Германия» или «святая Америка», а Русь называют «Святою», как называют Палестину «Святой Землей», Афонский полуостров – «Святой Афонской Горой», и в этом ряду – Святая Русь.
Какое особое наименование! Что с того, если мы будем жить благополучно в этом материальном мире?
Да, у нас будет изобилие всех земных благ, но не будет самого главного – жизни вечной.
Мы же не возьмем свой достаток в жизнь вечную! Что мы можем взять? – Только чистую и святую душу!
Насколько она благоустроена, настолько она благоугодна для жизни вечной!
К этому надо стремиться. Об этом следует заботиться.
Нужно очистить душу и подготовить ее к Царствию Небесному.

Задача христианина в земной жизни – раскрыть талант, данный Богом.
Если человек будет стремиться раскрыть свои способности для Господа, то всё остальное Бог подаст ему, ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст, Господь даже намерение целует.
Если Он увидит, что мы стремимся к Нему, то всё образуется в жизни нашей!
Могу свидетельствовать это на примере своей жизни и болезни. Я не ожидал, что такое может произойти в моей жизни.
А как случилась со мной эта беда, то открылась мне и милость Божия, и Его помощь.
Я даже и помыслить не мог, сколько милости Господь изольёт на меня.
Когда я раньше читал или слышал, что некоторые подвижники благочестия скорбели о том, что Господь их забыл и не посылал им болезнь, меня это несколько удивляло.
Думал, ну как же такое можно желать, ведь болеть – это тяжело.
Сейчас я понимаю, почему они скорбели. В немощи намного острее ощущаешь участие Божие.
Здоровому человеку кажется, что он сам всё может сделать, а вот как становится немощным, то понимает, насколько мало он может себе помочь своими силами.


Батюшка, что Вы можете сказать людям, находящимся в болезни?

– Всем, кто болеет, я скажу, что надо надеется на Бога, уповать на него и молиться ему.
Именно молиться, а не просто произносить слова.
К одному старцу пришел юноша и говорит: «Отче, я стяжал Иисусову молитву».
На что оптинский старец ему ответил:
«Ты не молитву стяжал, ты привык произносить слова.
Так же, как некоторые люди произносят нецензурные слова, ты слова молитвы произносишь. Это не молитва, а просто повторение слов
».


Существует ли Промысел Господа о человеке? Или «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»?

– Если бы не было Промысла Божия о человеке, мы бы задохнулись в продуктах собственной жизнедеятельности.
Если бы Господь не освящал воздух и воду, не смогло бы человечество выжить.
Каждый год в день Богоявления Святая Церковь поет: «Днесь вод освящается естество».
Ежегодно Господь освящает всё водное естество и воздух.
Вот вам и дело рук «самих утопающих».
Эти «утопающие» уже давно намылили себе веревку и сами на себе её затягивают, а сейчас и вовсе ускорили темп.


На конференции– Как научиться не роптать на судьбу и радоваться в беде?

– Благодарил, благодарю и буду благодарить до конца жизни, ибо ничего на земле не происходит вне Бога, даже самое трудное, что выпадает на долю человека.
Все в жизни человека случается по Промыслу Божию.
Порой жизненные события нам не понятны, т.к. пытаемся рассудить холодным рассудком, а не душой, не духом пытаемся вникнуть в суть происходящего.
Между тем, правильнее было бы прислушаться к голосу сердца, к голосу совести, ибо голос совести – голос Божий, говорящий в нас, удерживающий от ошибки.
***************************






Благодарим и мы Господа за встречу.
Молим Всемилостивого Владыку о здравии и благоденствии раба Его архимандрита Иосифа.

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 698