Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 125 ноябрь 2012 г. >> Протоиерей Максим Первозванский. Битва за любовь (1)

Протоиерей Максим Первозванский. Битва за любовь (1)



Протоиерей Максим Первозванский


Ты пришел с работы, ты устал, ты голоден,
тебя сегодня чуть не уволили, машина чуть не переехала, и вообще день был трудный. Ты открываешь дверь, а жена: «Иди, укладывай детей спать
Ты: «А ужин?» Она: «А ужин потом сам приготовишь».
Что будет у тебя в голове?..

Нетрудно представить.
Главная борьба, которую ведёт человек вообще – это борьба с кем?
Апостол Павел говорит: «Наша война не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной».
Кто такие духи злобы поднебесной? Это слово редко употребляется в церкви, оно скорее народное, но очень точное и правильное – бесы.

То есть, это борьба с бесами. С духами злобы. А кто из нас чётко представляет, в чем состоит эта борьба?
Ты обиделся на собственную жену за то, что она ужин не приготовила, да еще отправила детей укладывать спать.
Откуда вообще взялась в тебе обида, и что с ней делать? А происходит следующее: ты принимаешь помысел.
Есть такое важнейшее аскетическое понятие в православии, которое называется помысел.
Помысел – это не мысль а, если можно так сказать, мыслечувство. Оно одновременно и в голове, и в сердце.
Это мысль, сопровождаемая чувством.

На самом деле большинство помыслов — вообще не наши.
Они к нам отношение имеют постольку, поскольку они нам предлагаются.
Рядом с каждым из нас находится товарищ с рогами и хвостом.
Как говорил Владимир Ильич Ленин: «Товарищи! Среди нас есть такие товарищи, которые нам, товарищи, совсем не товарищи».
Они ловят подходящее состояние, и как только у тебя возникает чувство, например, обиды (ну, понятно, вместо того, чтобы как-то удовлетворить твои первичные потребности в еде, отдыхе и заботе, тебе говорят ещё что-то делать), тебе предлагается куча мыслей.
Если ты позволишь им развиваться, то можешь дойти до прабабушки своей жены.

Я думаю, ты обращал внимание, что мысль цепляется таким образом одна за другую, что вспоминается всё.
Ты тридцать лет женат, но можешь, например, вспомнить, как жена на свадьбе сказала что-нибудь твоей маме.
И вполне нормальные отношения между супругами вдруг превращаются в какой-то ад, ты не понимаешь, как ты мог все эти годы жить с таким человеком.
Хотя, на самом деле ничего не произошло. Жена какой была, такой и осталась.
Но ты принял мысли, которые очень быстро разрушили весь твой внутренний мир.

Если это разовая штука — быть может, ты приходил домой лет пять подряд, и все было хорошо, а тут вдруг пришел, и с вами такое случилось, — то эта мысль будет развиваться достаточно долго.
Ты сначала сам ужаснешься: как я так могу подумать про свою жену?
Но, так или иначе, сначала принимается помысел, потом ты начинаешь его думать, потом он сослагается с тобой в сердце, потом он становится вообще фактически вторым «я».
В конечном счете он может превратиться в порок, с которым ты не в силах будешь справиться, как алкоголик не в силах противодействовать алкоголю.

Позволив помыслу произвести в твоей голове анализ в твою пользу, а не в пользу твоего супруга или твоей супруги, ты уже дорожку эту протопаешь один раз, и второй раз, когда это произойдет, тебе над этим думать будет не нужно.
Мыслечувство мгновенно проходит весь этот путь, и ты приходишь в состояние крайнего озлобления.

Так вот задача состоит в том, чтобы не давать этому помыслу в себе действовать.
Мне постоянно как священнику приходится разбирать семейные проблемы у молодых семей.
Они приходят посоветоваться. Вместе или по одному.
И в ста процентах случаях я могу сказать, что происходит одно и то же.
Накапливаются обиды: «Он меня не понимает, я сижу дома с детьми, а он на работе. У него там жизнь, у него заботы, проблемы.
Он приходит домой, я хочу с ним поговорить, я люблю своего мужа. А он поужинает – и спать.
Потому что в шесть утра ему завтра вставать.
И я, конечно, его понимаю, он же устает и прочее, но мы же три года женаты, и за эти три года всего два раза поговорили».

Или: «Она готовить не любит и не умеет. А у меня мама так вкусно готовила, такие пироги пекла! Что мне теперь, когда я голодный, маме своей звонить? Или каждый день ужинать в ресторане?»
Вся собака зарыта в том, что мы принимаем помыслы — обиды, гнева, осуждения, раздражительности и кучу всяких других.
А что делать-то нужно? А нужно их не принимать. Легко сказать, трудно сделать. На самом деле не так уж трудно. Просто нужно знать, как.
На этот счет у нас есть с вами общее для людей семейных и для монахов оружие борьбы, которое называется Иисусова молитва.
Других средств реальной борьбы с помыслами я, честно говоря, не знаю.

Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Или «помилуй мя, грешную».
Почему это реальное оружие против демонов?
Ну, во-первых, потому что мы называем Имя Божие, мы призываем Бога себе в помощь, и буквально Иисусовой молитвой заслоняемся от помыслов, как щитом.

Когда ты попробуешь, то обнаружишь, что какая действительно борьба внутри тебя происходит.
Мысль пытается прорваться к тебе в голову, а ты ей в ответ: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божие, помилуй мя грешного!
Она с другой стороны, а ты: нет, подожди! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божие, помилуй мя, грешного!
Спокойно читаешь Иисусову молитву, не давая мысли думаться в голове.
А как только ты успокоишься и сможешь посмотреть со стороны на этот помысел, который не давал тебе жить, так сразу можешь начать с этим помыслом побеседовать.
Есть такое правило. С каждым грехом, с каждым помыслом можно беседовать, кроме блудных.
С блудными помыслами беседовать нельзя, ни под каким соусом, от них надо сразу бежать.
Со всеми остальными — можно.

Ну, например, если ты — муж, который попытался, но не дал себе обидеться.
Ты успокоился и теперь можешь вспомнить, что жена тебе с утра звонила и говорила, что у нее тридцать девять, а ты об этом совершенно забыл.
Или что у вас заболел ребёнок, и поэтому она целый день крутилась с ним, и у нее совершенно не было возможности приготовить тебе что-нибудь.
Ты должен попытаться найти оправдывающие ее объяснения.

szИли так. Если ты жена, которой муж цветов не дарит.
Ну вот совсем не дарит, а для тебя это важно и обидно его невнимание.
Но ведь бесполезно же его переделывать?
Ты пробовала. Получается только хуже. Ты что, враг самой себе?
Зачем ты будешь снова и снова устраивать ему эти сцены, если это все равно ни к чему не приведет?
Ну да, вы неделю будете дуться друг на друга, а потом все равно — никакой реакции.
Спокойствие, все нормально, вот – «Господи-Иисусе-Христе-Сыне-Божий-помилуй-мя-грешную-я-забыла-о-том-что-женщинам-принято-да- рить-цветы».
Я забыла, что мне это нравилось. То есть как-то попытаться себя убедить.
Да, оправдать его, убедить себя, но только после того, как помысел отпал.
И мыслью разворачиваете ситуацию из того, что он – подлец, к тому, что я – дура.

А если это касается мужчины, то, соответственно, наоборот, не она бесчувственная, а я дурак, не понимаю, что с ней происходит.
В конце концов, подумайте об этом завтра. А сегодня просто защититесь от этого помысла молитвой «Господи, Иисусе Христе, сыне Божие, помилуй мя, грешного».

Эта тактика позволит не накапливаться обиде, не впускать дьявола.
Дело в том, что мы вообще так устроены, что мы торопимся жить, а дьявол не торопится.
Он, как опытный охотник, способен до-олго сидеть и ждать. Повода. И он его дожидается.
И он в него вкладывается. А ты можешь это прозевать.
Один раз прозевал, второй, третий, прошёл год, два, три, и, как мне тут одна замечательная молодая жена (года три-четыре назад повенчались) говорит: любовь ушла.
Вдвоём пришли, она мне при нём и говорит: «Знаете, была любовь – и нет её».
Я говорю: «Куда делась-то?» «Ну, я не знаю, вот была, а теперь нет».
То есть, человек уже чётко констатирует факт. Я говорю: «Да вы что? Как нет? Что случилось?»
Она: «Нет, мы нормально живём. Он работает, у нас детишки, вроде всё есть, деньги есть, еда есть, а любви нет».
Я говорю: «А что есть?» «А есть обида, есть раздражение, есть…» «Давайте начнём раскручивать».


.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 11